Обычная версия Размер шрифта Цветовая схема
Новости Анонсы Обзор СМИ Региональные новости
Пресс-центр
НовостиАнонсыВыступления и интервью руководстваОбзор СМИФотогалереяВидеоОтраслевые СМИНаучно-практическая литератураРыбоохрана РоссииОтрасль в цифрах
Отраслевая деятельность
Система государственного управления водными биоресурсамиМеждународное сотрудничествоЛюбительское и спортивное рыболовствоИнформатизацияВедомственный и внешний контрольРеализация ФЗ от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ

Росрыболовство и регионы наметили пути развития рыбных портов

Опубликовано: 20 марта 2015 Просмотров: 1655 Печать

Росрыболовство и субъекты Российской Федерации наметили пути развития рыбных портов в целях увеличения поставок российской рыбы на внутренний рынок

DSC 3391Москва, 20 марта 2015 года. – Вопросы эффективного развития рыбных терминалов морских портов обсуждались на расширенном совещании в Минсельхозе России у заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова. 

В мероприятии приняли участие представители Минсельхоза России, Росрыболовства, Росимущества, Минтранса России, субъектов Российской Федерации, морских рыбных портов и отраслевых ассоциаций.

Открывая совещание, глава Росрыболовства отметил, что сегодня, когда перед отраслью стоит задача ускоренного импортозамещения, вопрос развития рыбных терминалов в портах ключевых рыбных регионов особенно актуален.

Рыбные порты за последние годы практически потеряли свою специализацию, на перевалку рыбы в них приходится не более 5% от всего грузооборота. Ключевые для отечественной рыбной отрасли порты Владивостока и Находки сокращают обработку рыбных грузов, операторы портов допускают деградацию припортовой инфраструктуры, необходимой для перевалки рыбы. Вместе с тем, импортозамещение может быть обеспечено в значительной степени за счет рыбных ресурсов Дальнего Востока. В этом регионе добывается 65% российской рыбы, но большая часть этого вылова направляется на внешние рынки, преимущественно в страны Юго-Восточной Азии. Вместе с привлекательной в условиях курса доллара ценой экспортной российской рыбы, зарубежные порты предлагают российским рыбакам более выгодные условия предоставления портовых услуг и реализации рыбы.

«Наша задача – создать оптимальные для рыбаков условия, чтобы суда заходили в наши, а не в иностранные порты, и продукция выгружалась на российский берег и шла в центральные регионы России, - подчеркнул Илья Шестаков.

На сегодняшний день единственным рычагом влияния на собственников портов остаются причальные сооружения, которые находятся в федеральной собственности. Из 112 километров причальных стенок гидротехнические сооружения протяженностью 21 километр находятся в ведении ФГУП «Нацрыбресурс».

По словам генерального директора «Нацрыбресурса» Игоря Ивлева, инфраструктурой предприятия пользуется большинство рыбодобывающих компаний, по результатам 2014 года на причалах осуществлена перевалка более 7 млн. тонн грузов, в том числе 335 тыс. тонн рыбы и рыбопродукции.

DSC 3349

Он отметил, что причальные стенки и портовая инфраструктура в большей части находятся в плачевном состоянии. Основная часть причалов была передана ФГУПу с обременением в виде договоров аренды с различными условиями, которые препятствуют улучшению ситуации в рыбных портах. «Средняя ставка аренды сегодня такая, что капитальный ремонт профинансировать можно будет только через 100 лет, тогда как нормативные сроки его проведения – один раз в 25-40 лет, – констатировал Игорь Ивлев. – Попытки провести индексации ставок до рыночного уровня наталкиваются на сопротивление ряда арендаторов и требует судебных разбирательств».

Более того, арендаторы не инвестируют в поддержание работоспособности ГТС и их реконструкцию, не соблюдают требования к эксплуатации причалов и не исполняют судебные решения, обязывающие провести ремонт причалов. Такие решения вынесены в отношении семи причалов общей протяженностью около 1,3 километра, расположенных в Приморском крае.

В «Нацрыбресурсе» видят несколько вариантов решения создавшейся ситуации. Одним из них может быть взаимодействие на основе государственно-частного партнерства, а приоритетная из возможных его форм – это заключение с владельцами припортовой инфраструктуры долгосрочных соглашений по организации и обеспечению непрерывности технологического процесса оказания услуг в морском порту. Цель предлагаемого механизма – привлечение частных инвестиций для восстановления целостной инфраструктуры рыбохозяйственной отрасли. В рамках данной модели может быть использован и механизм арендных отношений с прописанными четкими условиями и правилами. Но реализация предложенных решений требует предоставления права Минсельхозу России утверждать порядок сдачи в аренду причалов, а также наделения Росрыболовства полномочиями в отношении распоряжения государственным имуществом морских рыбных терминалов.

В ходе совещания представителями регионов высказаны свои предложения по урегулированию ситуации. Так, по словам президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, региональные власти планируют провести оценку состояния гидротехнических сооружений края и необходимые инвестиции для их модернизации, после чего рассчитать рыночную арендную ставку. Вместе с тем он высказался за заключение долгосрочных договоров аренды гидротехнических сооружений.

«Мы не против долгосрочных арендных отношений, но на данный момент у государства нет возможности контролировать выполнение договорных обязательств по реконструкции и модернизации портовой инфраструктуры. Нам необходимо, чтобы российская рыба приходила в российские порты и далее направлялась во все регионы России», – подчеркнул Илья Шестаков.

DSC 3426

Со своими предложениями о передаче причальных стенок в собственность субъектам Российской Федерации выступили представители Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей, отмечая, что готовы участвовать в модернизации портов.

В свою очередь глава Росрыболоства отметил, что в ведомстве готовы рассматривать подобные решения при условии сохранения специализации портов по перевалке рыбы и создания инфраструктуры, отвечающий современным мировым стандартам. «По сути, мы с вами должны выступать на одной стороне, нужно выработать механизм двойного ведения – федерального и регионального», – предложил Илья Шестаков.

Начальник отдела портов Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Елена Свинцова отметила, что на данный момент процедура передачи федерального имущества субъектам законодательно невозможна и потребует внесения изменений в федеральный закон. «Согласно действующему законодательству в собственности субъекта может находится только имущество, необходимое при осуществлении пассажирских и межмуниципальных перевозок», – пояснила она.

Что касается наделения Росрыболовства полномочиями в отношении распоряжения государственным имуществом морских рыбных терминалов, то такая работа уже ведется. «Мы сейчас вносим изменения в закон о морских портах, в частности предлагаем наделить Росрыболовство полномочиями в отношении государственного управления терминалами, занятыми под обслуживание рыбопромыслового флота, а также дать полномочия Минсельхозу по утверждению порядка сдачи в аренду федерального имущества, – рассказала Елена Свинцова, – Законопроект находится в Правительстве, после чего будет внесен в Госдуму. Думаю, к концу года данные полномочия будут переданы».

По итогам совещания принято решение проработать механизм совместного – федерального и регионального – ведения рыбными терминалами и доработать модель взаимодействия на основе государственно-частного партнерства. В том числе руководитель Росрыболовства поручил рассмотреть возможность применения концессионных соглашений при управлении рыбными портами.

«Мы нацелены на прозрачную и понятную бизнесу систему взаимоотношений для сохранения специализации и развития рыбных портов», – отметил глава Росрыболовства.

Источник: Пресс-служба Росрыболовства