14 февраля исполнилось 94 года со дня спуска на воду одного из самых знаменитых парусных судов мира – барка Росрыболовства “Седов”, судовладельцем которого является Мурманский государственный технический университет. Без сомнений, винджаммер является памятником истории кораблестроения двадцатого столетия, гордостью российского парусного флота. Каждый шпангоут, каждая мачта “Седова” – это часть морской истории. Жизнь легендарного судна, начавшаяся в далеком 1921 году на верфях города Киль, наполнена как обыденными морскими трудовыми буднями, так и грандиозными историческими событиями, непосредственным свидетелем и участником которых оно было.
За свою историю знаменитый парусник стал участником многих экспедиций, парусных регат во всех широтах, а в 2012-2013 годах обогнул планету, совершив свое первое кругосветное плавание, оставив за кормой более 47 тысяч морских миль.
Барк “Седов” является и впредь будет оставаться важнейшим связующим звеном между поколениями российских моряков, хранящих традиции морского братства, дружбы и взаимной выручки. Именно на “Седове” и зародилась славная традиция проведения учебных практик на парусных судах. На протяжении многих лет курсанты отраслевых образовательных учреждений Росрыболовства осваивают азы морского дела под парусами “Седова” под руководством опытного и уникального экипажа.
– Я хожу на паруснике с 2004 года. Сегодня кораблю исполнилось 94 года, но возраст совершенно не ощущается. Прочный корпус, новый двигатель, современное навигационное оборудование. Только паруса и мачты напоминают о прошлом, – рассказал капитан барка Виктор Николин.
Сегодня барк “Седов” – это неотъемлемый символ МГТУ, Мурманска и России. Впереди у барка – участие во втором этапе мемориальной экспедиции 2014 – 2015 годов, посвященной 70-летию Великой Победы.
– Во время рейсов барк не только обеспечивает практическую подготовку курсантского состава, но и принимает активное участие в международных парусных регатах, совершает экспедиции, посвященные знаменательным датам в жизни страны, отрасли. Возможность пройти учебную практику на барке – и по сей день большая честь для будущего моряка. Для курсантов рейс – это проверка на прочность, – отметил Виктор Николин.
По словам капитана, 26 марта “Седов” выйдет из Калининграда в первый в этом году рейс, который завершит 8 мая, в канун Дня Победы, в Мурманске. Здесь же пройдут основные торжества в честь праздника.
Желаем “Седову” семь футов под килем, новых интересных рейсов и морской удачи. Пусть паруса “Седова” будут всегда наполнены попутным ветром!
P.S. Любопытная деталь: день рождения парусника в этом году совпадает со 100-летием капитана дальнего плавания Петра Сергеевича Митрофанова (1915-1991), который в свое время дважды возвращал к жизни четырехмачтовый барк “Седов”.
В первом случае речь шла о восстановлении бывшего германского парусника, с трудом пережившего годы большой войны. В течение четырех лет тянулся трудный ремонт, проходивший на кронштадтском морском заводе. Последующие счастливые тринадцать лет проходили в океанских плаваниях под флагом Военно-морского флота страны: вначале в качестве учебно-парусного, затем – в качестве экспедиционно-океанографического судна.
Перед вторым “рождением” по существу речь шла уже о жизни или смерти парусника, выведенного из состава военно-морских сил (1965), фактически обреченного на скорбный поход на судоразделочное предприятие. То второе возвращение к жизни началось с представления в “заинтересованное” министерство письма пятнадцати моряков и корабелов в 1968 году. Последней по счету в нем стояла подпись составителя письма – Петра Сергеевича Митрофанова, главы неформальной послевоенной школы капитанов-парусников страны.