Специалисты ТИНРО-Центра ведут работу над масштабным инновационным проектом – промысловым судном, способным брать тралом большие уловы, не повреждая при этом рыбу.
Что из себя будет представлять новая технология лова, и какие реальные преимущества могут получить рыбаки от ее применения, рассказали представители лаборатории промышленного рыболовства ТИНРО-Центра:
– Траловый мешок – это громоздкое сооружение, рассчитанное на подъем высоких уловов (100 тонн и более). Обычно, когда тральщик поднимает по слипу мешок с уловом более 50-60 тонн, то повреждаемость сырца превышает 10%. – говорит ведущий научный сотрудник Михаил Мизюркин. – При выборке трала по слипу в районе слиповой канавки происходит излом мешка, где обловленная рыба получает наиболее интенсивные повреждения, а элементы многослойной оснастки мешка испытывают максимальную нагрузку, вплоть до разрушения (порывы сетного полотна, поясов и топенантов). Кроме того, высокие нагрузки на промысловые механизмы увеличивают риск их поломки и травмирования людей при разрушении оснастки орудий лова и вытяжных механизмов.
Также ученый обращает внимание, что и в настоящее время поднятие тралового мешка из воды на главную палубу сопровождается временным снижением остойчивости судна (в первую очередь для малотоннажного и среднетоннажного флота), что приводит к риску опрокидывания судна при волнении и интенсивном ветровом давлении на борт судна и настройки. Поэтому глобальной задачей научных сотрудников было минимизировать все эти риски и издержки, при этом без ущерба эффективности промысла.
В новом проекте, разрабатываемом специалистами ТИНРО-Центра и корабелами конструкторского бюро «Вымпел» Нижнего Новгорода, предлагается создать судно, на котором вместо традиционного слипа используется приемный гидроканал, расположенный в корме ниже ватерлинии. Такой способ приемки улова позволяет значительно уменьшить нагрузку на промысловые механизмы, максимально сократить повреждаемость сырца и обезопасить работу членов траловой бригады.
– В процессе выборки мешка в приемный гидроканал выливка улова осуществляется рыбонасосом в приемные бункера или непосредственно на конвейеры рыбообрабатывающего цеха, – рассказывает ведущий инженер лаборатории промышленного рыболовства Юрий Еремин. – После выливки улова, опорожненный мешок тельферами укладывается на промысловой палубе, где происходит подготовка трала к следующей постановке. Такой способ облова гидробионтов позволяет избежать повреждаемости даже наиболее подверженных этому биоресурсов – сардины, сельдь, креветки, криль, сайра и других объектов промысла.
В последнее годы рыбаки проявляет интерес к привлечению крупнотоннажного флота к промыслу сайры. В настоящее время на НИС «Профессор Леванидов» успешно отрабатывается промысловая схема лова сайры с высокобортных судов с использованием бортовой бессигарной ловушки. По мнению специалистов, проектируемое судно с приемным гидроканалом сможет вообще обходиться без использования сетных орудий лова. Их заменят искусственные физические поля, при условии того что сайру будут приманивать с помощью надводных источников света.
Изучение особенностей промысла с судна, оборудованного приемным гидроканалом – дело, прежде всего, ученых. Поэтому первым судном данного типа должно быть научно-исследовательское судно, на котором необходимо провести весь комплекс исследований в этом направлении. Пока что интерес поучаствовать в этом проекте и разработать техническое задание и концептуальный проект на добровольных началах выразило согласие конструкторское бюро «Вымпел». В перспективе научное судно будет принадлежать к классу среднетоннажных морозильных двухвинтовых траулеров – дизель-электроходов. Однако промысловое судно может быть уже самых разных классов от малотоннажного до крупнотоннажного. Ученые отмечают, что по мере испытания нового судна, конечно, может потребоваться доработка технологий как в части совершенствования процесса добычи, так и в части его обработки.
Интерес к проекту уже проявляет промышленность, пока что в Приморье. Ученые не сомневаются, что при успешном завершении эксперимента немало рыбаков пожелают приобрести подобное судно.
ТИНРО-Центр