Комитет Государственной Думы по транспорту формирует постоянно действующую «рабочую группу по обеспечению мер по развитию рыбопромышленного комплекса, портово-логистической инфраструктуры российского рынка рыбы и морепродуктов и обеспечению импортозамещения». В ее состав войдут депутаты Государственной Думы, представители Росрыболовства, ФГУП «Нацрыбресурс», представители федеральных и местных органов государственной власти, руководители организаций рыбопромышленного комплекса, транспортно-логистических компаний, ученые и эксперты.
27 марта 2015 года в Государственной Думе под руководством первого заместителя председателя комитета ГД по транспорту Михаила Брячака прошел «круглый стол» на тему: «Развитие рыбопромышленного комплекса и транспортно-логистической инфраструктуры с учетом задач по обеспечению импортозамещения на российском рынке рыбы и морепродуктов».
Организаторы – Комитет Государственной Думы по транспорту, Федеральное агентство по рыболовству и ФГУП «Нацрыбресурс» вынесли на широкое обсуждение вопрос доставки рыбной продукции в центральные регионы страны.
В работе «круглого стола» приняли участие заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Владимир Соколов, генеральный директор ФГУП «Нацрыбресурс» Игорь Ивлев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин, президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Виталий Момот, а также представители федеральных и местных органов государственной власти, руководители организаций рыбопромышленного комплекса, транспортно-логистических компаний, ученые, эксперты.
Участники заседания выразили обеспокоенность современным состоянием портово-логистической и перерабатывающей инфраструктуры российского рынка рыбы и морепродуктов, а также транспортно-логистической структуры, призванной обеспечить поставки рыбной продукции с Дальнего Востока вглубь страны.
По данным Росрыболовства, доля импорта в ресурсах внутреннего рынка рыбы и морепродуктов превышает пороговый уровень, определенный Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации – 20%. В 2013 году значение этого показателя составило 22%. Хотя общие объемы вылова рыбы и других водных биоресурсов (4,2-4,5 млн. тонн) превышают объемы внутреннего потребления (3,9 млн. тонн), примерно половина объема вылова рыбы направляется на экспорт.
Для обеспечения импортозамещения, как считают участники «круглого стола», требуется увеличить предложение на внутреннем рынке рыбы и морепродуктов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Одной из основных причин преимущественного вывоза рыбы и морепродуктов на внешний рынок является неконкурентоспособность российской портовой и транспортно-логистической инфраструктуры. Зарубежные порты представляют более качественные портовые услуги, быстрое оформление судов и продукции.
Особо на заседании «круглого стола» был отмечен регион Дальнего Востока, где существуют наибольшие проблемы с доставкой рыбной продукции на внутренний рынок. Как отмечают эксперты, на Дальнем Востоке на экспорт вывозится 60% вылова, или 72% от экспорта всей российской рыбы и морепродуктов. Удаленность региона от российских центров потребления рыбы – крупных городов Центра, Урала и Сибири – на фоне нерешенных инфраструктурных проблем для промысловиков является стимулирующим фактором для ориентации поставок водных биоресурсов на внешние рынки. Действующая транспортно-логистическая система при поставках дальневосточной рыбы не гарантирует сохранения качества и безопасности рыбной продукции. Длительные сроки перевозок, устаревший вагонный парк, высокий уровень тарифов на перевозки по железной дороге приводят к повышению накладных расходов и дополнительному росту цен на внутреннем рынке.
Кроме того, отмечено, что в российских морских портах не создаются преференциальные условия работы для отечественных рыбопромысловых организаций и приема рыбных грузов, не модернизируется специализированная инфраструктура, а рыбные порты переориентированы на обработку широкой номенклатуры грузов. В следствие чего единая логистическая цепочка объектов, специализирующихся на приемке, хранении, обработке и перевозке рыбных грузов, разорвана. Сложившаяся же практика передачи находящихся в государственной собственности причалов морских портов в долгосрочную аренду не создала работоспособный механизм государственно-частного партнерства, который обеспечивал бы инвестиционную привлекательность морских рыбных портов как необходимых для рыбохозяйственной отрасли инфраструктурных объектов. Имеющиеся портовые мощности сегодня используются не по назначению, с нарушениями технических требований, что ускоряет их износ и выбытие из эксплуатации.
Особое внимание на заседании было уделено территориям опережающего развития, о создании и развитии которых говорил в своем Послании Президент Российской Федерации, которые в ближайшем будущем должны стать важнейшей составляющей развития транспортно-логистической и перерабатывающей инфраструктуры.
По результатам проведенного заседания «круглого стола» участники решили создать постоянно действующую Рабочую группу, а также выработали ряд рекомендаций. В том числе профильным органам исполнительной власти и Правительству Российской Федерации предложено разработать комплекс мер, предусматривающих поддержку отечественного промысла водных биоресурсов и переориентацию поставок значительной части рыбопродукции на отечественный рынок в целях снижения зависимости от импорта.