В Дальрыбвтузе прошло заседание координационного учебно-методического совета по образованию в области рыбохозяйственной и пищевой деятельности. Вместе собравшиеся искали пути повышения эффективности сотрудничества в рамках общей задачи – подготовки кадров для отрасли.
Во встрече приняли участие председатели и члены учебно-методических советов по образованию, представители вузов, администрации Приморского края, крупнейших рыбопромышленных компаний региона и отраслевых ассоциаций, сообщает корреспондент Fishnews.
Как отметил директор департамента рыбного хозяйства Приморья Александр Передня, задача, несмотря на обоюдное желание и стремление ее решить, не из легких.
– Когда знаешь, чем живет отраслевое образование, проще выбирать приоритеты, на которых сосредоточиться. Наша главная задача сегодня – сделать предприятия ближе к процессу подготовки кадров, то есть ближе к науке. Только обоюдная коммуникация будет способствовать достижению результатов – высокотехнологичных и необходимых людям, – сказал руководитель регионального ведомства.
По мнению Александра Передни, высшее образование специалисты должны получать только «по контракту с предприятиями». «Совместно с вузом должна быть разработана конкретная программа подготовки, предприятие будет ее оплачивать, и тогда из стен университета выйдет «прикладной» специалист с теми знаниями, которые нужны здесь и сейчас», – обозначил ключевые моменты директор департамента.
Пока же каждый идет своей дорогой. У преподавателей и работодателей совершенно разное понимание того, каким должен быть будущий специалист, что он должен уметь, соответственно, как и чему его надо учить. Очень ярко эту проблему продемонстрировал в своем докладе заместитель председателя президиума Дальневосточного учебно-методического центра Анвир Фаткулин.
– В то время когда работодатели на первое место ставят умение будущих работников проводить моделирование процессов и систем, преподаватели считают важным развить способность проводить предпроектное обследование объектов. На втором месте у работодателей – способность организации работы малых коллективов исполнителей, у преподавателей – системный анализ предметной области, – рассказал он.
– Действующие образовательные стандарты действительно не гармонируют с реальным рынком труда. Программы образования излишне консервативны: не позволяют подготовить выпускников к постоянно изменяющимся потребностям рынка труда, – подтвердил зампредседателя координационного совета в области рыбохозяйственной и пищевой деятельности Игорь Ким.
В итоге профессиональное образование и практика существуют параллельно и практически не пересекаются. И у той, и у другой стороны на то свои причины. Так, в вузах не хватает преподавателей-практиков. Производственники не спешат читать лекции и тем более совмещать основную деятельность с научной – как в силу занятости, так и из-за невысокой оплаты труда приглашенных лекторов. Производственная практика на предприятиях краткосрочна и не позволяет наработать необходимые навыки.
Но точки для общего приложения сил есть, и на них нужно и, главное, возможно обратить внимание уже сегодня. Представители и образования, и бизнеса согласились с тем, что без разрешения имиджевых вопросов ни учить, ни звать на работу нет смысла.
Повышение престижа профессий, связанных с морем, требует немедленных действий, пришли к выводу участники совещания.
По словам Александра Передни, больше всего отрасли не хватает сотрудников инженерного состава, штурманов.
– Вузы их готовят, но студенты не идут в море, ведь есть не хуже оплачиваемая альтернатива на берегу. Имидж «технических» профессий невысок, а имидж труда рыбака еще ниже. Это объективная реальность. Не решив имиджевый вопрос, серьезно мотивировать будущих специалистов мы не сможем, – сказал руководитель департамента.
Надо работать и с ментальностью. Ведь сегодня, столкнувшись с проблемой, предприятия начинают самостоятельно искать пути ее решения вместо того, чтобы обратиться в вуз. Специалисты же (например на флоте) крайне неохотно перенимают опыт иностранных коллег.
– Воспитание кадров – это дорога с двусторонним движением. И это работа над собой. Диалог между предприятием и вузом должен идти по всем направлениям, – заключил Александр Передня.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов согласился, что сейчас нарушена связь между обучением и производством. «Однако все развивается успешно и все существует», – заметил руководитель АРПП. Поэтому необходимо найти баланс интересов. Возможно, в вопросах профподготовки, как и при их обсуждении, мы чаще следуем клише, а не реагируем на запросы нового дня.
Текст полностью читайте в рубрике «События» на сайте Fishnews.