Арктический путь

Идея возрождения Северного морского пути (СМП), с которой связаны инфраструктурные планы нескольких дальневосточных территорий, начала обретать реальные очертания. Правительство России приняло в последние недели сразу несколько важных решений относительно развития Арктики.

Оно утвердило постановление о государственном регулировании тарифов на ледокольную и ледовую лоцманскую проводку судов в акватории Северного морского пути. В Арктике вновь появилась дрейфующая станция “Северный полюс”, прекратившая было работу в 2013 году. Из федерального бюджета на возобновление на Севере национальных экспедиционных исследований выделили 205,2 миллиона рублей. Кроме того, МЧС РФ планирует приступить к созданию комплексных аварийно-спасательных центров в дальневосточных городах Тикси, Анадырь, Певек и поселке Провидения. При этом четыре – в Архангельске, Нарьян-Маре, Вытегре и Дудинке – уже функционируют, а три – в Мурманске, Надыме и Воркуте – достраивают. Спасательные центры будут обеспечивать режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в Арктике. Их сделают высокомобильными, для этого оснастят авиационными средствами, вездеходами, универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами.

Таким образом, эти спасательные центры станут своеобразной страховочной линией на Северном морском пути – коммуникации, которая на всем своем протяжении проходит по российским территориальным водам. СМП уже определен многими экспертами как один из важнейших транспортных коридоров будущего. И – что напрямую касается Дальнего Востока – перевозить по нему можно не только, например, углеводороды, но и рыбу, которой промысловики округа пообещали заполнить прилавки магазинов в других регионах. Кроме того, перевозка морепродукции, в отличие от нефти, безопасна, ведь разлив последней чреват экологическим бедствием: температура воды здесь такова, что океан не способен эффективно самоочищаться.

В ходе майского заседания рабочей группы по развитию Северного морского пути представители Камчатского края заявили, что рассматривают возможность отказа от железнодорожной перевозки рыбы в другие регионы страны в пользу доставки Северным морским путем. До этого промысловики так решительно не высказывались, памятуя о дороговизне ледокольной проводки, которая необходима при организации движения судов по СМП.

По мнению директора АО “Корпорация развития Камчатского края” Николая Пегина, существенную роль при организации поставок дальневосточной рыбопродукции в остальные регионы РФ сыграет введение транспортной линии “Петропавловск-Камчатский – Мурманск”.

– В сентябре прошлого года были сделаны первые шаги в этом направлении – подписано соглашение между губернатором Камчатского края Владимиром Илюхиным, ФГУП “Росморпорт” и ОАО “Петропавловск-Камчатский морской торговый порт” о сотрудничестве при строительстве контейнерного терминала-хаба в морском порту Петропавловск-Камчатский. Этот хаб ориентирован на перевалку грузов из АТР в Европу по Северному морскому пути. Уже в ближайшее время планируется увеличение мощностей в порту Петропавловска-Камчатского, – говорит Пегин.

Перевозить рыбу по СМП будет дешевле и быстрее. По крайней мере, на это надеются промысловики.

– Стоимость доставки рыбной продукции по железной дороге – 13 тысяч рублей за тонну. А при использовании Северного морского пути она может составлять порядка девяти тысяч рублей. Причем сроки доставки будут заметно сокращены, – дает расклад управляющий директор ОАО “Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона” Денис Аскинадзе.

Но не получится ли так, что огромные средства будут вбуханы в инфраструктуру СМП, а доставлять окажется нечего? Ведь, чтобы та же ледокольная проводка была экономически оправданной, необходимо резкое увеличение объемов перевозимой продукции.

Сегодня лишь 35 процентов рыбы, добываемой в ДФО, оказывается в других регионах России. Где гарантия, что наличие развитой арктической трассы изменит ситуацию? Николай Пегин считает: потенциальный объем грузов таков, что позволяет говорить о возможности перераспределения их с существующих транспортных потоков через Северный морской путь.

– Суммарная суточная мощность 190 рыбоперерабатывающих заводов Камчатского края составляет более 12 тысяч тонн мороженой продукции, 1,2 тысячи туб консервов. Емкости для хранения мороженой продукции – более 130 тысяч тонн. В 2014 году предприятия края выпустили 819,95 тысячи тонн рыбо- и морепродукции, из них порядка 250 тысяч тонн произведено на берегу, – перечисляет он.

По его словам, как минимум восемь крупных компаний Камчатки заявляют о готовности наращивать объемы поставок на внутренний рынок.

В свою очередь глава Росрыболовства Илья Шестаков обещает, что стоимость проводки судов должна снизиться: планируется строительство новых ледоколов, и конкуренция на линии сделает цены более доступными.

– Кроме того, очень важно организовать взаимодействие между приарктическими регионами, которые находятся вдоль Северного морского пути, для того, чтобы мы могли осуществить в том числе и обратную загрузку, – считает Шестаков.

Кстати

В российской Арктике расположены огромные природные богатства. Общая стоимость полезных ископаемых, сосредоточенных здесь, превышает 30 триллионов долларов. Специалисты считают, что постепенно центр тяжести нефтегазодобычи страны будет смещаться на шельф северных морей. Сейчас в Арктике производится продукция, составляющая 11 процентов национального дохода РФ и 22 процента российского экспорта.

Источник: Российская газета