Рыба попала в колею
РЖД вслед за профильными ведомствами подготовила свои предложения по увеличению поставок российской рыбы на внутренний рынок. Монополия считает, что нужно регулировать ее ценообразование по всей цепочке — от порта до магазинов — и продолжить развивать холодильные мощности на Дальнем Востоке. Еще одно предложение — при поддержке государства разработать программу строительства инновационных изотермических вагонов для перевозок рыбопродукции.
Свои предложения по увеличению грузопотоков тихоокеанской рыбы на внутренний рынок РЖД направила в Госдуму (копия письма есть у “Ъ”), члену комитета по транспорту Олегу Нилову и председателю комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирине Яровой в ответ на их обращения. Розничная цена рыбы не меняется в зависимости от стоимости ее транспортировки, а снижение железнодорожных тарифов не приводит к снижению стоимости реализации рыбы населению и увеличению спроса на нее, сообщает монополия. В связи с этим РЖД предлагает депутатам рекомендовать правительству решить проблемы с розничным ценообразованием, взяв за основу регламент Совета ЕС об общей организации рынков продукции рыболовства и морепродуктов. Документ регулирует ценообразование по всей цепочке формирования стоимости рыбы и морепродуктов — от стоимости продажи улова рыбаком до розничной цены. Государство в рамках регламента устанавливает минимальную закупочную цену на рыбу в портах и на оптовых рынках.
Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов объясняет, что “в ЕС данные меры применяются для того, чтобы ограничить демпинг на рыбу и морепродукты со стороны третьих стран, тем временем в России все-таки основная цель — это обеспечить доступность качественной продукции для населения”. В России, по его словам, регламент ЕС применить в полной мере невозможно, поскольку он противоречит нормам антимонопольного законодательства.
В 2014 году общие перевозки рыбы и рыбной продукции железнодорожным транспортом во внутригосударственном сообщении увеличились на 0,4% по отношению к 2013 году и составили 713,4 тыс. тонн. При этом 88,5% внутрироссийских перевозок рыбы и рыбной продукции формируется на Дальнем Востоке, за 2014 год объем перевозок железнодорожным транспортом из данного региона составил 631,2 тыс. тонн, что на 6,8% выше, чем в 2013 году.
Еще одно предложение РЖД — разработать при финансовой поддержке государства целевую программу строительства инновационных изотермических вагонов для перевозок рыбопродукции. Ранее о готовности построить специализированные рефрижераторные контейнеры заявлял Уралвагонзавод (см. “Ъ” от 1 апреля). В РЖД подсчитали, что общее количество всех российских изотермических вагонов составляет около 10 тыс. При этом уже в ближайшие годы произойдет вымывание около 20% рефсекций, так как они были построены до 1992-1993 годов, вопрос же с продлением срока службы грузовых вагонов пока не решен.
Наконец, третьей мерой, которая, по мнению РЖД, поспособствует увеличению поставок российской рыбы на внутренний рынок, будет развитие на Дальнем Востоке логистических центров с современными холодильными мощностями. Это, уверены в РЖД, позволит обеспечить равномерный вывоз рыбной продукции в рефрижераторном подвижном составе в течение всего года, тогда как сейчас она ажиотажно в больших объемах вывозится во время путины. Например, в прошлом году в пиковый сезон путины увеличение поставок рыбы на Дальнем Востоке стало проблемой из-за нехватки рефподвижных мощностей, что в результате затормозило отправку улова из портов (см. “Ъ” от 12 сентября 2014 года). В Росрыболовстве соглашаются: строительство современных холодильных мощностей сейчас в приоритете. Однако, напоминает господин Соколов, в прошлом году дальневосточные холодильники были загружены максимально на 95% в период путины, в остальные периоды они оставались заполненными не более чем на 60%.
Олег Нилов получил письмо монополии, оно изучается, говорит депутат. В аппарате Ирины Яровой вчера не смогли оперативно прокомментировать предложения РЖД.
Источник: КоммерсантЪ