Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что кризис между государствами, возникший на почве возвращения Крыма в состав России и конфликта вокруг Украины, обязан способствовать возвращению к единообразному пониманию международного права всеми странами.
Сегодня в городе на Неве юристы из более 80 стран мира, собравшиеся на V Петербургский международный юридический форум, обсудили миссию права в эпоху перемен. Так назвали пленарное заседание форума, в котором принял участие и глава российского правительства. “Жить в эпоху перемен не очень хорошо, но, по-моему, если говорить прямо, перемены всегда происходят, и в этом смысле миссия права всегда присутствует”, – уверен премьер.
Он вспомнил слова немецкого юриста и мыслителя Рудольфа фон Иеринга, который говорил, что цель права – мир, но путь к нему – борьба. В 21 веке борьба за нормы международного права развернулась между государствами с новой силой. Ее причинами стали многочисленные территориальные, порой переходящие в вооруженные, конфликты в разных частях света. Прошлый год с обострением ситуации на Украине и возвращением Крыма в состав России обогатил международно-правовой кругозор жизнью в условиях так называемых санкций. Нашей стране к этому не привыкать – и во времена СССР она не раз жила под этой формой внешнего давления. “Теперь российское законодательство – часть сложной мировой системы международно-правовых отношений, и любой неправовой метод воздействия на него неизбежно сказывается на состоянии права в целом”, – подчеркнул Дмитрий Медведев.
Россия на санкции ввела ответные санкции. В августе руководству страны предстоит принять решение по продлению или отмене действующего в отношении ряда западных стран продовольственного эмбарго. “Наши действия будут эквивалентными и будут основаны на действии наших партнеров из других стран”, – еще раз предупредил глава российского правительства.
Однако проблема, возникшая в прошлом году, глубже, чем просто обмен незаконными санкциями в обход решений ООН. Сейчас, уверен премьер, перед миром стоит вопрос о восстановлении всеобщего доверия к нормам международного права. Речь не идет о кризисе международного права, уточнил он, – налицо кризис отношений между странами и кризис отношения государств к международному праву.
– Нам нужно вернуться к единообразному пониманию норм международного права, прежде всего, положений Устава ООН, международных конвенций, которые обеспечивают защиту прав человека по всему спектру существующих в мире проблем, – заявил Медведев.
– И на этой основе восстановить доверие к общепризнанным принципам права на международном уровне.
Председатель правительства России также высказался за то, что существующая система международно-правовых норм работает только в случае, если реализуется через внутригосударственное право, но нельзя использовать подобные механизмы для маскировки политических целей. “Нашим общим долгосрочным интересам соответствует свод прогрессивных и демократических норм, обязательных для выполнения, поэтому на международном уровне необходимо беречь имеющиеся правовые инструменты мирного разрешения разногласий, развивать механизмы принятия и реализации согласованных решений”, – уверен он.
Еще одна современная угроза для международного права заключается в политизации странами судебных решений. Сегодня, напомнил глава кабмина, в международном праве не существует универсального договора, который бы разграничивал юрисдикцию судов различных государств, а несовпадение правовых норм, в свою очередь, порождает множество трудностей. “К тому же государства в последнее время стремятся расширить юрисдикцию своих судов, – указал Медведев. – Некоторые государства делают это с избыточным упорством, и рано или поздно каждая законодательная система должна уточнить, каким образом будут исполняться на ее территории иностранные судебные решения”. В России этот вопрос решается на двустороннем уровне соответствующими международными соглашениями с другими государствами, практически всегда в нашей стране исполняются решения иностранных арбитражных судов, признаются утвержденные иностранным судом мировые соглашения и приговоры по уголовным делам о возмещении ущерба потерпевшему. Но в тех случаях, когда таких соглашений нет и с учетом жизни в эпоху транснациональной экономики вторжения в суверенитет, сказал премьер-министр, избежать практически невозможно, а каждая страна сама решает, насколько “широко открывать двери для судебных решений других государств”.
Актуальным вопросом, требующим общего обсуждения на уровне всех государств, остается регулирование интернета. Несколько лет назад Дмитрий Медведев лично и не раз поднимал этот вопрос на разного уровня международных мероприятиях, но до сих пор дискуссия далеко не продвинулась. Все страны самостоятельно принимают соответствующие законы, однако глобальный характер Интернета требует возведения вопроса до норм общего международного права.
– Регулирование здесь очень непростое. Оно должно обеспечить, с одной стороны, свободу обмена информацией, а с другой стороны, безопасность: как защиту творческих прав, интеллектуальных прав среди творцов, так и возможность использовать результаты этого творчества, – высказал глава правительства свою точку зрения.
При этом правительство любой страны не должно забывать об обеспечении стабильности и безопасности в сфере коммуникаций, которые, естественно, часто носят трансграничный характер. “Учитывая, какое огромное количество информации продолжает накапливаться в виртуальной среде, очевидно, что число правонарушений будет расти. Мы должны заниматься именно созданием добротной основы регулирования различных последствий этого в Интернете”, – считает Медведев.
Для российского правительства право – это инструмент для решения текущих социально-экономических задач, стоящих перед страной. Премьер назвал его компасом, с помощью которого можно находить решения любого уровня сложности. “Если учесть, как быстро сейчас могут меняться еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми те или иные нормы, без такого ориентира не обойтись, поэтому мы все должны уметь оберегать и сохранять право”, – сказал он.
В то же время для поддержания правовой системы в работоспособном состоянии государству приходится создавать новые правовые конструкции, в том числе экспериментальные. Россия здесь не исключение. Так принимались законы для развития российского Дальнего Востока и Крыма, совершенствовалось гражданское законодательство.
Для многих гостей форума эти новые для российского законодательства институты хорошо известны и проверены временем, их интеграция, например, из англо-американской системы права в российскую, дается непросто, признался Дмитрий Медведев. “Фактически наша страна как раз стала одним из государств, где происходит такое комплексное заимствование разных правовых институтов, включая институты общего права”, – подчеркнул он.
– При экспериментировании в праве, при создании, при заимствовании новых юридических конструкций важно помнить и о том, что право хоть и является гибким инструментом, но оно все-таки не должно сломаться под влиянием новых факторов, – констатировал глава российского правительства.
Источник: Российская газета