В мае в Мурманск впервые с почти полной загрузкой – 3,5 тысячи тонн мороженой рыбопродукции – зашел самый новый и современный траулер отечественного рыбопромыслового флота «Механик Сергей Агапов». Построила его на индонезийских верфях мурманская компания «Робинзон».
К слову, этот заход к родному причалу у траулера не первый: в марте он приходил, доставив в столицу Заполярья 1000 тонн мойвы. Но вот с полным грузом путассу вернулся только сейчас. На этот раз корреспондентам «Мурманского вестника» удалось побывать на борту красавца траулера.
Он даже в рыбном порту разительно отличается от других судов. Ярко-зеленая окраска корпуса, суперсовременные очертания, буква R – «Робинзон» – на борту. Честно говоря, когда пять лет назад заместитель генерального директора компании «Робинзон» Ирина Мокерова рассказывала, с каким трудом велись поиски судоверфи для размещения заказа на новый траулер, даже не верилось, что это вообще удастся. Первоначально его планировалось строить на Балтийском заводе. Но целых два года подписание контракта питерскими корабелами откладывалось, судостроителям хотелось больших заказов – военных, серийных, ледоколов. Сама инженер-кораблестроитель, Ирина Мокерова объехала тогда все российские верфи, однако фиксированных цен и сроков нигде так и не получила. Вот и пришлось размещать заказ на постройку уникального судна в Индонезии.
Сейчас, когда новый корабль килем по воде написал первые строчки своей трудовой биографии и уже поработал на промысле, можно говорить о нем конкретно. И корабелы, и моряки отмечают уникальность траулера – аналогов ему в России нет. Старший механик Замир Зинатуллин ходит в море уже более тридцати лет и о «Механике Сергее Агапове» говорит: «Работать тут – это как с «Запорожца» пересесть прямо в «Мерседес». Я лично техники такого уровня еще не видел».
Визитная карточка судна – капитанский мостик. Поднимаемся туда, и дух захватывает от простора – прямо футбольное поле!
Николай Власенко.
– Дышится тут легко, – доволен рабочим местом капитан Николай Власенко. – Посмотрите, красота какая: и круговой обзор, и автоматическая мойка стекол, и дворники. Кстати, пульты управления здесь не только центральные, но и бортовые, можно, стоя на крыле, швартовкой руководить. Судно отлично слушается руля, управляемость прекрасная. А какие емкости трюмов! Корабль способен брать на борт 4500 тонн. Сейчас мы привезли три с половиной тысячи, и это не предел.
– А как вело себя судно на промысле?
– Прекрасно. У нас много автоматики, весь процесс компьютеризирован. Мы не просто трал на борт берем, а откачиваем рыбу из воды насосом, поэтому улов сразу попадает в рыбные бункеры, а оттуда, опять же автоматически, подается на сортировку и далее на заморозку. Сама фабрика автоматизирована полностью, морозит по 240 тонн в сутки. Установлено 15 вертикальных морозильных аппаратов.
Упомянул капитан и о том, что на новом судне созданы все условия для продуктивной работы экипажа. В каждой из кают на двух человек имеется свой санузел. После вахты моряки могут набраться бодрости в сауне или подкачать мускулы в тренажерном зале.
Свое имя траулер получил в честь знаменитого механика Мурманского тралового флота Сергея Агапова. Работу в море он начал в 1937 году, прорыбачил всю войну, зачастую добывая рыбу для фронта и тыла под вражеским огнем, нередко поднимая в тралах сорванные мины…
На вопросы корреспондента «Вестника» ответила также Ирина Мокерова.
– Почему для нового траулера вы выбрали зеленый цвет?
– Это цвет надежды, – улыбается Ирина Вадимовна. – И потом, зеленый в море – это кусочек берега, листвы, травы, земли – всего, чего так не хватает морякам в рейсе. А теперь зеленый – это наш корпоративный цвет, и все будущие суда будут иметь такую окраску.
– А будут еще?
– Сейчас проект нового судна разрабатывается, и, думаю, в ближайшее время мы начнем его строительство.
– Были какие-то проблемы на борту «Механика Сергея Агапова», когда он впервые вышел на мойву?
– Без этого не обошлось. Ведь какая-то обкатка новому судну нужна все равно. А отладка комплекса механизмов уже в море, непосредственно на промысле – непростая задача. Тем более что наше судно не построено по прототипу, как все его предшественники, – корабль создан по принципиально новому проекту.
– Как профессиональный корабел вы принимали непосредственное участие в разработке проекта?
– Да. И от этого я очень счастлива. Меня даже репортеры, попав впервые на новый траулер, спрашивают: почему я улыбаюсь, когда у нас такой огромный кредит и столько проблем с растаможкой? Я улыбаюсь, потому что мы получили хорошую школу. И кроме очень ценного опыта лично я поняла, какое это счастье – строить судно по собственному проекту. Так что от второго корабля мы никогда не откажемся.
– И все-таки: как обеспечить зеленому кораблю зеленую улицу? Ведь судно, построенное специально для Мурманска, именно из-за своего иностранного происхождения до сих пор считается незаходным. Чтобы завести российское судно, построенное за границей, в родной порт, судовладелец должен уплатить НДС и таможенную пошлину – всего почти четверть всей стоимости. А это даже для успешного предприятия практически неподъемные деньги.
– Чтобы решить эту проблему, сегодня «Робинзон» вошел в такую схему: мы платим каждый месяц по 3 процента таможенной стоимости и НДС. Вот так мы в ближайшие годы заплатим 72 процента, а оставшиеся 28 внесем или единовременно, или снова в рассрочку. Таким образом растаможим судно окончательно. Но в любом случае мы должны ходить в Мурманск. И мы будем возить рыбу, как это делали всегда, именно на мурманский берег.
Ввязавшись в постройку нового судна, компания «Робинзон» приобрела, конечно, огромный полезный опыт, получила уникальный корабль, но и немалые проблемы. Каким бы сложным ни был процесс обновления флота, рано или поздно эта проблема встанет перед большинством судовладельцев Северного бассейна, да и всей России. В 2018 году в Росрыболовстве снова будут делить квоты на добычу морских биоресурсов. И снова встанет вопрос: чем и как эти ресурсы добывать, есть ли у соискателя квот необходимые мощности для работы на промысле? И что делать? Покупать суда? Модернизировать имеющиеся? Строить новые? «Робинзон» для себя этот вопрос решил радикально – строить.
Комментарий в тему
Станислав НИКАНОРОВ, депутат Мурманской областной думы:
– Ирина Вадимовна Мокерова проявила недюжинное упорство, добиваясь воплощения своей мечты в жизнь. Хорошо, что у нее это получилось. А то, что она привела корабль сюда, в родной порт Мурманск (для которого он и строился, кстати), и вышла на нормальный путь растаможки и оплаты НДС, – внушает оптимизм. Хотя, если вспомнить, какое хождение по мукам у нее было со строительством судна и сколько лет оно длилось… Ирина Вадимовна приобрела очень ценный опыт и твердое убеждение: если что-то масштабное задумал, полагаться надо только на себя.
Новые корабли нашему Северному бассейну нужны, обновление флота – тема, которая не перестанет быть актуальной еще очень долго. Но тут все зависит от рыбных ресурсов. У «Робинзона» они есть, и их сложно качественно обрабатывать на старых судах компании, новый траулер им был просто необходим. По-моему, лучший вариант, если у тебя есть старые корабли и достаточно квоты, не вкладываться в ремонт, а перейти на новый этап – строительство. При всех сложностях новострой себя всегда оправдает.
Источник: Мурманский вестник