Логистика в рыбной отрасли – необходимый элемент продовольственной безопасности России
В течение последнего года Россия столкнулась с целым рядом внешних вызовов, которые связаны с введением экономических санкций со стороны Запада. Генеральный директор ФГУП “Нацрыбресурс” Игорь Ивлев рассказал в интервью Pravda.Ru о роли вверенного ему государственного предприятия в системе обеспечения продовольственной безопасности страны.
– Рост цен на продовольственные товары способен создать определенную социальную напряженность в обществе, чего государство не должно, и не позволит себе допустить. Жители должны быть обеспечены полноценным и доступным по цене питанием, в том числе рыбой. Сможет ли наша страна обеспечить себя этой продукцией без поставок из-за рубежа?
– Вообще понятие “продовольственная безопасность страны” определяется как ситуация, при которой все граждане государства в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. И роль рыбопродуктов в этой связи сложно переоценить. Согласно рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, которые подготовлены Минздравом России (Приказ №593н от 02.08.2010), человек должен потреблять 18-22 килограмма рыбы и рыбопродуктов в год, т. е. это порядка трех-четырех порций в неделю.
Кстати, при отсутствии мяса или его недоступности рыба способна заменить его с точки зрения содержания животного белка. И вполне логично предположить, что страна, омываемая тринадцатью морями и имеющая одни из наиболее значимых запасов рыбы в мире, может себе это позволить. Но с одним условием – рыбопродукция должна иметь доступную цену и высокое качество и приходить к нам на берег.
Однако парадокс ситуации в настоящий момент заключается в том, что более 40 процентов добываемой в стране рыбы уходит за границу. Это стало возможным в результате того, что многие рыбопромысловые компании ориентируется в своей деятельности на экспорт добытых водных биологических ресурсов. Рыбопринимающая и рыбоперерабатывающая инфраструктура в наших рыбных портах, оставшись без необходимых для работы потоков рыбопродукции, практически перестает существовать. И для того, чтобы вылавливаемая в нашей исключительной экономической зоне рыба попадала на российский берег требуются значительные инвестиции для восстановления и модернизации портовой и производственной базы. А без восстановленной инфраструктуры рыбных портов поставка рыбы в необходимых населению объемах будет просто физически невозможной.
– А как мы пришли к такой ситуации?
– В советское время, когда рыбным хозяйством руководило целое министерство, рыболовство нами велось практически во всем мировом океане. Рыбопромысловый флот имел свою рыбную разведку, свою обслуживающую рыбацкие корабли инфраструктуру, включая транспортный и танкерный флот, и даже рыбопоисковую авиацию, в том числе специально оборудованные самолеты ИЛ-18. В специально оборудованных морских портах, куда привозили рыбу, существовала гигантская инфраструктура по приему, хранению и переработке рыбопродукции. Была налажена транспортно-логистическая цепочка по поставке рыбы вглубь страны. Рыба потреблялась населением в больших количествах.
Старшее поколение прекрасно помнит выражение “четверг – рыбный день”. Поставлялась продукция рыболовства и на экспорт – но не в виде замороженного сырья, а в виде готовой продукции, например консервированной рыбы, знаменитых камчатских крабов, икры.
После развала СССР и повальной приватизации, разобравшей гигантскую и высокоэффективную рыбохозяйственную машину на мелкие куски, были разорваны все существовавшие хозяйственно-экономические связи. Корабли стали частными, береговая инфраструктура приватизирована или разрушена. Отрасль, как единое целое, по сути перестала существовать. Выловленная в водах России рыба и другие гидробионты стали уходить за границу в больших количествах. Валютная же выручка начала оседать в карманах рыболовных бизнесменов.
И казалось бы – пускай! Рынок вырулит все в нужном направлении. Но так случилось, что не вырулил. В новых экономических условиях российский рыбный рынок в значительной мере стал контролироваться зарубежными компаниями, как покупающими рыбу на экспорт, так и поставляющими ее по импорту. Рыбные порты без рыбы опустели и со временем были рады переориентироваться на перевалку других, непрофильных грузов, с удовольствием избавившись от бремени необходимости содержания холодильников и прочих проблем, связанных с перевалкой скоропортящегося рыбного груза.
Поэтому инфраструктура, выстроенная в свое время под интересы рыбной промышленности, пришла в негодность и со временем была практически ликвидирована. А на водных биоресурсах, добытых в наших морях, “выросли” достаточно большие иностранные города, как, например, в свое время захудалые поселки северного побережья японского острова Хоккайдо (Вакканай, Немуро, Кусиро и др.), и, частично, корейский Пусан, а также некоторые прибрежные поселения Китая.
Ситуацию так или иначе надо было брать под контроль. И важным рычагом, через который государство может это сделать, были не подвергшиеся приватизации причалы рыбных портов, как имеющие важное стратегическое значение для страны. Это связано с тем, что причальная сеть предприятия зарезервирована к использованию в условиях военного времени, в том числе для обеспечения нормированного снабжения войск и населения страны продуктами.
Поэтому в 2008 году правительство России принимает решение о передаче части гидротехнических сооружений (ГТС) рыбных портов в управление специализированному подразделению Федерального агентства по рыболовству, ФГУП “Нацрыбресурс”, с задачей организации их эффективного использования в интересах отрасли.
В январе 2014 года к руководству Федеральным агентством по рыболовству приходит новый руководитель – Шестаков Илья Васильевич. И первые же его заявления вызывают волнение в рыбацком бизнес-сообществе. Ведь предлагаемые новым руководителем ведомства меры напрямую коснулись перспективных контрактов с зарубежными компаниями, наладившими широкий сбыт российской рыбы на зарубежных рынках. Бизнес, в значительной мере ориентированный на экспорт выловленных биоресурсов и получающий иногда почти трехсотпроцентную прибыль, начал мягкое противодействие идеям молодого, амбициозного и государственно-ориентированного чиновника.
Серьезная роль в реализации новой политики Росрыболовства отведена развитию инфраструктуры, включая гидротехнические сооружения рыбных портов, находящиеся в хозяйственном ведении подведомственного ему предприятия “Нацрыбресурс”, где в марте того же 2014-го года поменялась руководящая команда.
Основная задача, поставленная Росрыболовством перед ФГУПом, была определена предельно четко – воссоздать на базе рыбных портов центры по обслуживанию судов рыбопромыслового флота и обработке рыбопродукции. А с учетом августовского указа президента “О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации” задача обеспечения поставок рыбы в Россию вышла на уровень обеспечения продовольственной безопасности страны. Соответственно задачи, поставленные перед Нацрыбресурсом, приобрели гораздо большую значимость.
– Так что же такое ФГУП “Нацрыбресурс”, каковы его функции?
– ФГУП “Нацрыбресурс” на сегодняшний день является специализированной структурой Федерального агентства по рыболовству, обеспечивающей интересы государства в проектах, реализуемых под эгидой Агентства, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства, в интересах рыбной отрасли.
Деятельность предприятия осуществляется по ряду направлений, основным из которых является воссоздание транспортно-логистической цепочки поставки рыбы и рыбопродукции в центральные регионы России.
Воссоздаваемая цепочка должна будет включать в себя как портовую инфраструктуру, так и организацию транспортно-логистических потоков рыбы и рыбопродукции. Это решается через организацию действенного механизма по привлечению частных инвестиций для восстановления целостной инфраструктуры рыбохозяйственной отрасли на базе увязанных в единую логистическую структуру морских портов, специализирующихся на переработке рыбных грузов. А также выработке механизма регулирования равномерной круглогодичной поставки рыбных товаров потребителю в полном ассортименте.
Такими элементами системы станут морские порты в районах промысла рыбы, которые будут обслуживать рыбопромысловые суда и обеспечивать хранение товарных партий рыбы для последующих поставок на внутренний и внешний рынки (это рыбные порты Магадана, Петропавловска-Камчатского, Сахалина, Северо-Курильска). Морские порты Владивостока и Находки обеспечат формирование крупных товарных партий рыбы для отправки по железной дороге в другие регионы России.
Важным направлением деятельности предприятия является продвижение отраслевых инфраструктурных проектов разных масштабов. Таких как, например, проект по созданию в п. Пионерском (Калининградская обл.) регионального логистического центра, предусматривающего создание холодильных мощностей, цехов переработки и заморозки готовой продукции. Клиентами этого предприятия будут переработчики рыбы Калининградской области.
Нацрыбресурсом совместно с профильными инвесторами при поддержке администрации Владимирской области был инициирован проект по строительству Сухого порта “Владимир”, который, по сути, будет являться большим распределительным рыбным хабом и позволит обеспечить рыбопродукцией многие регионы в центральной части России. Планируется создание производственно-логистического комплекса, обеспечивающего приемку, транспортировку, хранение, переработку и реализацию рыбы и морепродуктов. Задача проекта обеспечить рост поставок дальневосточной рыбы и морепродуктов в европейскую часть России до уровня не менее 1 миллиона тонн в год. Где планируется снижение цен на дальневосточные рыбу и морепродукты в 1,5-2 раза. Предприятие сотрудничает и с работающими на внутреннем рынке логистическими операторами: подписано соглашение о взаимодействии с одной из крупнейших специализированных организаций – ЗАО “СлавТранс-Сервис”.
Отличительной особенностью компании можно назвать то, что в ведении ФГУП “Нацрыбресурс” находится единственное государственное рыболовное судно. Это рыболовный траулер “ПИНРО-2”, который был отремонтирован после длительного простоя силами ФГУПа и в апреле текущего года вышел на лов рыбы. На берег в Мурманский порт уже доставлено 440 тонн рыбы, которая на сегодняшний день уже нашла своего потребителя.
По поручению Президента Российской Федерации создан и функционирует на постоянной основе с августа 2014 года “Центр мониторинга цен на водные биоресурсы”. В рамках этого важного структурного подразделения предприятия проводится ценовой мониторинг ситуации на рынке по основным видам водных биоресурсов как на территории субъектов Российской Федерации, вносящих наибольший вклад в объемы добычи и реализации ВБР, так и в странах, осуществляющих экспортно-импортные поставки рыбы и морепродуктов в Россию, что обеспечивает своевременность применения мер по государственному регулированию рынка.
Одной из задач ценового мониторинга является оценка достоверности цен на водные биоресурсы, как при таможенном оформлении во внешней торговле, так и для целей налогообложения. Наличие достоверной ценовой информации, возможность доступа к ней заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представителей бизнеса, позволяет не только выявлять сомнительные экспортно-импортные операции, но и служить эффективным превентивным инструментом, снижающим риски возникновения таких операций.
Ну и наконец причалы, принадлежащие ФГУПу на правах хозяйственного ведения. Это более 21 километра гидротехнических сооружений бывших рыбных портов по всей стране. Это очень большое хозяйство, занимающее на сегодняшний день большую долю ресурсов и расходов предприятия. Необходимо отметить, что причал – это сложное инженерное сооружение, строительство которого требует большого количества проектно-изыскательских работ, утверждений и согласований, не говоря уже о его непосредственном возведении.
Причалы портов изначально возводятся исходя из расчетов по тем нагрузкам, которые обусловлены характеристиками предполагаемых к перевалке в порту грузов, а также швартовки судов определенной осадки и тоннажности. В случае с причалами Нацрыбресурса мы имеем в виду причалы, предназначение которых – перегрузка рыбы и рыбопродукции и обслуживание судов рыбопромыслового флота. И именно вокруг этого большого и хлопотного хозяйства ФГУПа сейчас развернута большая борьба. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо немного рассказать непосредственно об этих причалах.
Причальный фонд был передан ФГУПу из регионального ведения в 2008 году. И передача его закончилась лишь в 2012 году. Причальные стенки в большинстве своем не имели паспортов и другой необходимой для таких сооружений документации, которую только недавно удалось восстановить. Состояние причалов, обремененных, кстати, договорами аренды вплоть до 2056 года, было совершенно плачевным.
Проведенные контрольно-инспекторские обследования причалов показали, что с 80-х годов ни одним пользователем капитальный ремонт сооружений и текущие ремонты в должно объеме не проводились. Хотя нормативный срок службы данных сооружений составляет 43 года. Часть причалов пришлось вообще вывести из эксплуатации по причине непригодности. Так что на момент передачи ГТС Нацрыбресурсу нормативный срок службы уже был превышен для 85 из 132 эксплуатируемых сооружений.
ФГУП, конечно, занялся их ремонтом, но для проведения необходимых капитальных ремонтов ГТС, и даже их соответствующей реконструкции, арендной платы, определенной в заключенных ранее договорах, для нормального содержания причалов явно не хватало.
Принимая во внимание состояние причального фонда, а также поставленные перед отраслью задачи, руководство Нацрыбресурса принимает решение о выработке новых условий и принципов ведения эконмической деятельности на подведомственных причалах. Вместе с условиями приоритета обслуживания на подведомственных ГТС рыболовецких судов, контрагентам компании были предложены новые тарифы на оказание услуг за пользование причалами. Тарифы были определены на основе экспертной работы, проведенной независимой оценочной организацией, и выработанных по ее результатам методик оценки и рекомендаций.
И вот как раз в этот момент с ними и появляются разногласия, поскольку государственные ГТС часть арендаторов уже привыкли считать своей собственностью. Акционеры некоторых портовых бизнес-структур, озабоченные перспективой необходимости вкладывать деньги в восстановление инфраструктуры рыбных портов, а также потерей возможности заработка на не всегда чистых схемах своего бизнеса, развязывают большую кампанию по противодействию планам ФГУПа.
Как ни странно, а впрочем – может и вполне ожидаемо, противодействие пошло из Приморья – региона Дальнего Востока с наиболее развитой портовой структурой, через которую в свое время переваливалось с моря на берег и затем направлялось в глубь страны почти 3 млн тонн рыбной продукции – почти столько же сколько вырабатывается всей рыбной отраслью России в настоящее время.
Один Владивостокский рыбный порт (ВМРП) мог ежегодно отгружать около 33 000 вагонов, т. е. свыше 1 миллиона 300 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. И это, разумеется, никак не сравнимо с теми объемами, о которых сегодня рапортует тот же ВМРП. Да и то – после жесткой постановки вопроса Нацрыбресурсом о необходимости восстановления профиля рыбного порта Владивостока.
– Каковы перспективы развития и миссия Нацрыбресурса?
– На сегодняшний день перед ФГУП “Нацрыбресурс” стоят задачи, которые в рамках стратегических планов развития отрасли видятся гораздо шире, нежели определенное некоторыми СМИ понимание о его деятельности. Как уже отмечалось выше – основной миссией предприятия является построение целостной транспортно-логистической цепочки поставки рыбопродукции в центральные регионы России, что позволит обеспечить достижение важной государственной задачи – обеспечить граждан страны достаточным и физически доступным объемом рыбы и рыбопродукции. От принадлежащих Нацрыбресурсу причальных сооружений рыболовных портов, до конечного потребителя.
При этом необходимо понимать, что вывод из федерального управления этих ГТС, как единственного действенного рычага государства, позволяющего мотивировать владельцев припортовых территорий восстановить специализацию рыбных портов, лишит государство возможности централизованного регулирования в этой области. А когда речь идет о продовольственной безопасности страны, государство не может играть по навязываемым извне рыночным правилам. Без этого задача возрождения рыбохозяйственной не выполнима.
Источник: Правда.Ру