В Мурмашах на территории Нижне-Туломской гидроэлектростанции открыт рыбоход. Каждый год по рукотворному руслу проходит около 6 тысяч особей атлантического лосося. Какой путь должна преодолеть рыба, какие условия для прохода на нерест созданы, разбирались журналисты «Арктик-ТВ».
Туломской рыбоход – уникальное техническое сооружение, наследие прошлого. Оно существует и работает более 75 лет. Через него рыба идёт на нерест, если, конечно, успеет уплыть от морских котиков.
Слухи о том, что млекопитающие поели всю рыбу, сильно преувеличены, рассказывают сотрудники ГЭС. Присутствие здесь ластоногих, а съёмочной группе «Арктик-ТВ» удалось встретить всего одну особь, скорее говорит о наличии рыбы, чем об её отсутствии.
«В нашем районе действительно есть семья котиков, которые давно здесь обосновались, – рассказывает Кирилл Княжев, и.о. начальника отдела ГТЦ каскада Туломских и Серебрянских ГЭС. – Но четыре котика не смогут съесть поголовье рыбы, состоящее из 6 тысяч рыб. Это очень много!»
Вряд ли морские хищники обладают столь зверским аппетитом. Так что большинству особей лосося к рыбоходу удаётся добраться до мест нереста без проблем. С нижней «головы» рыбохода начинается путь для рыбы длиной 513 метров.
«Уникальность его в том, что строительство рыбохода началось в 1934 году, – напоминает Александр Букин, мастер-механик Нижне-Туломской ГЭС. – И в то время заботились о сбережении сёмужьего стада реки Туломы. Строили рыбоход узники сталинского лагеря, которые возводили и саму гидроэлектростанцию. Плотина стала барьером для рыбы, идущей на нерест из Кольского залива в верховья реки Тулома, а искусственный ручей позволил сохранить поголовье сёмги. Этот рыбоход был первым в Советском Союзе, он до сих пор остается одним из лучших в мире».
Мастер-механик ГЭС Александр Букин рассказывает, что когда пришёл работать на гидроэлектростанцию 35 лет назад, на экскурсию к рыбоходу приезжали специалисты из разных стран, чтобы понять, как удалось наладить его работу. После канадские газеты писали, что Туломский рыбоход – лучший в мире. А секрет – в мелочах, так как для царской рыбки создали царские условия. Поднимаясь по рыбоходу, сёмга фактически должна находиться в естественных условиях. Иначе она не пойдёт. Поэтому каждый камень в любом из бассейнов должен лежать на строго отведённом ему месте. А затем, чтобы рукотворное русло рыбохода ничем не смутило привередливую рыбу, следят специалисты Нижне-Туломской ГЭС. Каждый год перед запуском рыбохода они тщательно проверяют каждый бассейн и наводят в нём идеальный порядок.
«Рыба во время нереста постепенно перемещается из бассейна в бассейн, поднимаясь вверх. Так как высота перепадов в рыбоходе около 20 метров, а его длина 513 метров, то в каждом бассейне существуют стенки для отстоя рыбы. Рыба за один проход не может преодолеть эту дистанцию, – рассказывает Кирилл Княжев, и.о. начальника отдела ГТЦ каскада Туломских и Серебрянских ГЭС. – Она проходит 15-20 бассейнов и продолжает своё путешествие туда, где она родилась».
Подъём на 20 метров для сильной рыбы – не преграда, так как каждый бассейн рыбохода выше предыдущего всего на 30 сантиметров: так шаг за шагом сёмга преодолевает полкилометра пути.
64-й бассейн – последний. Отсюда рыба попадает в ловушку для проведения научно-исследовательских целей, но ненадолго.
Сейчас ловушка пуста. Ежедневно её проверяют учёные ПИНРО. Говорят, исследования нужны, чтобы знать, какой будет запас рыбы на будущие годы.
«Я осматриваю каждую рыбу на предмет наличия укусов тюленей, остатков следов сетей, выявляю меченую рыбу, которая метится на рыбзаводах и выпускается, отбираю чешуйки, – перечисляет особенности осмотра рыбы Владимир Чернов, сотрудник ПИНРО. – Потом рыба отпускается в Тулому и уходит к местам нереста».
Обратно рыбу пропускают через Нижне-Туломский водосброс. Потоки воды пропускают молодняк, который спустя некоторое время через рыбоход снова вернётся к месту своего рождения.
Источник: Арктик ТВ