Переход на уровневую систему образования повысил актуальность проблемы обновления учебной литературы. В этом вопросе рыбохозяйственные вузы и ссузы активно пользуются возможностью централизованного издания современных учебников при поддержке Росрыболовства.
Базовой проблемой отраслевого образования, по признанию работодателей и самих преподавателей, сегодня остается оторванность процесса обучения от реального производства. Это актуально для всех отраслей, и рыбное хозяйство здесь не исключение.
Учебные заведения стараются привлекать специалистов отрасли к поиску решений этого вопроса. Такой диалог, в частности, помог выяснить, что работодатели и преподаватели по-разному видят компетенции будущих кадров для рыбного хозяйства. Кроме того, большинство работодателей считают, что качество литературы, по которой обучают будущих отраслевиков, «посредственное», а самой литературы недостаточно.
Эту проблему осознают и сами вузы. Поэтому в последние годы вопросу создания современной учебной литературы уделяется повышенное внимание.
Как рассказал Fishnews заместитель проректора по учебной и научной работе, профессор Дальрыбвтуза Игорь Ким, слабость существующей учебной литературы выявил переход на уровневую систему подготовки кадров, принятую в международной практике: бакалавриат и магистратуру. Об этой проблеме образовательное сообщество знало еще с середины 90-х гг., но и к 2011 г., когда завершился переход в новый формат, учебные заведения оказались не готовы. Хорошие учебники, безусловно, существовали, но написаны они были для «пятилеток» (специалитета) и концептуально не подходили ни бакалаврам, ни магистрам.
«В этом смысле работодатели, говоря о недостатках учебной литературы, совершенно правы. Эту проблему испытывают сегодня все вузы. Образовательные учреждения Федерального агентства по рыболовству не стали исключением. Но вместе с тем у нас есть и важное преимущество – это возможность централизованного издания современных учебников и учебных пособий для вузов и ссузов отрасли с привлечением лучших специалистов рыбного хозяйства, сферы образования и науки. Этой деятельностью занимается специализированная структура Росрыболовства – ФГБОУ «Центральный учебно-методический кабинет по рыбохозяйственному образованию» (ЦУМК)», – сообщил Игорь Ким.
По его словам, за последние годы ЦУМКом было издано более 100 учебников и учебных пособий. Высокий научно-инновационный и учебно-методический потенциал данных учебников подтверждается тем, что многие издания, ранее подготовленные ЦУМКом для специалитета, в настоящее время эффективно используются и для бакалавриата, и для магистратуры.
Однако, как отмечает представитель отраслевого образования, наравне с качественной современной литературой в настоящее время по-прежнему можно встретить и откровенно слабые издания. Происходит это потому, что некоторые учебные заведения не считают данное направление деятельности для себя приоритетным и издаваемые ими учебные пособия не проходят «жесткую» внешнюю экспертизу, а рецензируются собственными силами. В результате такая литература часто не отвечает требованиям современного отраслевого образования.
«В Дальрыбвтузе качественным содержанием учебных пособий плотно занялись с 2007 года. Это направление было признано приоритетным, и очень много литературы, которую готовили наши специалисты, мы начали отправлять на рецензирование в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга по соответствующим направлениям. В результате за эти годы вуз издал порядка 60 учебных пособий с грифами Федерального агентства по рыболовству и учебно-методических объединений. Объективности ради стоит отметить, что около 20% рукописей учебных изданий, отправленных на внешнюю экспертизу, не получают положительных рецензий и такие пособия мы не издаем», – рассказал профессор Дальрыбвтуза.
По словам Игоря Кима, наиболее обеспечены современной учебной литературой, изданной при содействии ЦУМКа, такие направления отраслевого образования, как технологии переработки гидробионтов и биотехнологии, водные биоресурсы и аквакультура, промышленное рыболовство, т.е. все основные рыбохозяйственные направления подготовки кадров.
«Таким образом, сохраняются традиции и преемственность рыбохозяйственного образования, повышается качество и уровень учебно-методического сопровождения процесса обучения. Одним из показателей результативности этой работы можно считать степень трудоустройства выпускников вуза. Для Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, к примеру, по итогам мониторинга Минобрнауки 2013 года, этот показатель составил 100%», – отметил заместитель проректора по учебной и научной работе Дальрыбвтуза.
Источник: Fishnews