Президент РФ Владимир Путин запретил дрифтерный лов лосося. Эксперты считают, что такое решение никак не отразится на российско-японских отношениях.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о запрете дрифтерного лова на путях нерестовых миграций тихоокеанского лосося в исключительной экономической зоне России, а также во внутренних морских водах и территориальных морях с 1 января 2016 года.
“В целях сохранения анадромных рыб запрещается применение плавных сетей при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства, а также добыче данного вида водных ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях”, – говорится в тексте закона, опубликованного на официальном портале правовой информации.
Одними из первых, кто поддержал такое решение главы государства, стали экологи. По мнению специалистов, данный вид промысла не только приводит к резкому сокращению рыбных запасов страны, но и наносит существенный вред всей прибрежной экосистеме Дальнего Востока.
“Всемирный фонд дикой природы на протяжении многих лет настаивал на введении строгих ограничений для дрифтерного промысла вплоть до его полного запрета. Это связано с теми экологическими нарушениями, с которыми работают дрифтеры в России: это и значительные объемы прилова морских птиц и млекопитающих, и выброс за борт рыб менее ценных, чем нерка”, – заявил координатор программы по устойчивому рыболовству Камчатского/Берингийского экорегионального отделения WWF России Сергей Коростелев.
В частности, по данным организации, в ходе промысла лосося в исключительной экономической зоне РФ японскими и российскими судами за 1993–1998 годы в дрифтерных сетях погибло более 1,2 млн морских птиц, а с 1993 по 1999 годы – около 15 тыс. морских млекопитающих.
“Иных, более точных и современных мониторинговых данных сегодня не существует, так как на судах-дрифтероловах нет наблюдателей, а оценка негативного воздействия составляется на основе данных самих дрифтерщиков”, – добавили в WWF России.
Между тем, у закона о запрете дрифтерного лова тихоокеанского лосося были и противники. В частности, как полагали некоторые эксперты, принимая такое решение, российское правительство лишает “хлеба” не только своих дальневосточных, но и японских рыбаков (которым, согласно договоренностям, сегодня также предоставляется право на добычу биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ), что в свою очередь может не лучшим образом сказаться на взаимоотношениях двух стран. Впрочем, как оказалось, с такой позицией согласны далеко не все специалисты.
“Мы считаем, что запрет дрифтерного лова никак не должен отразиться на российско-японских отношениях. И никакой денонсации или изменения межправсоглашения не требуется – мы предоставляем разные возможности японским рыбакам в нашей экономической зоне. Этот запрет – абсолютно суверенное право РФ”, – заявил на пресс-конференции в центральном офисе “Интерфакса” в Москве замминистра сельского хозяйства РФ – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Он подчеркнул, что введенное ограничение связано лишь с экологическими последствиями, которые наносит дрифтерный промысел лососевым запасам на Камчатке, Сахалине и в Магадане, и ни в коей мере не является ответом Москвы на участие Японии в антироссийских санкциях. Той же позиции придерживается и полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
“Речь не идет об ответе на те или иные санкции. Мы же не второклассники – кто в кого первый тетрадкой кинул. Да, время и ситуация, действительно, немного изменились, но только в той части, что многие наши соседи дали нам почувствовать, что их, прежде всего, интересуют собственные экономические интересы – не сотрудничество, не международные соглашения”, – заявил вице-премьер.
По его мнению, сейчас России необходимо заботится о своих национальных интересах.
“Поэтому мы тоже должны заботиться о собственной земле, о развитии своей территории – когда мы чуть меньше думаем о международной вежливости и больше заботимся о национальных интересах России”, – сказал Юрий Трутнев.
Также не видит какой-либо политической подоплеки в решении российских властей запретить дрифтерный лов тихоокеанских лососей в своей исключительной экономической зоне и заведующий кафедрой востоковедения факультета международных отношений Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД РФ Дмитрий Стрельцов.
“В Японии сейчас идет определенная спекуляция этого закона, в том числе и на уровне СМИ, действительно есть высказывания и о том, что это такое решение на участие Японии в санкционной политике против России. Однако этот закон, насколько я знаю, готовился уже довольно давно, тем более дрифтерный лов сегодня запрещен во многих странах мира. Поэтому его принятие вряд ли было для Японии большим сюрпризом. Так что мне кажется, что вся эта ситуация особого влияния на российско-японские отношения не окажет”, – сказал Дмитрий Стрельцов Interfax-Russia.ru.
Ранее Японии ежегодно предоставлялась квота по вылову тихоокеанского лосося в пределах 10-11 тыс. тонн. При этом тихоокеанский лосось Япония добывала на компенсационной основе, обеспечивая современным оборудованием российские рыбоводные заводы.
“В любом случае японская сторона понимает, что сейчас находится не в самых лучших отношениях с Россией, поэтому вряд ли пойдет на какой-то конфликт по такому незначительному поводу, а скорее, напротив, постарается как-то иначе наладить диалог со своим северным соседом”, – отметил собеседник Interfax-Russia.ru.
О том, что даже после принятия закона о запрете дрифтерного промысла у берегов Дальнего Востока у России и Японии остается еще немало областей для сотрудничества в сфере рыболовства говорит и глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка.
“Если мы будем исходить вместе из желания найти решение, мы его обязательно найдем. Мы готовы к любому взаимовыгодному сотрудничеству. Мы заинтересованы в том, чтобы тот биоресурсный потенциал, который есть у России на Дальнем Востоке, конвертировался в развитие рыбохозяйственного комплекса, рыбопереработки, создание новых рабочих мест для дальневосточников, рост валового продукта и новые налоги у нас на Дальнем Востоке”, – заявил Александр Галушка.
Он также добавил, что Россия готова вести переговоры с любыми азиатскими инвесторами, в том числе с японскими, о реализации проектов в рыбной отрасли и других сферах экономики.
Источник: Интерфакс