Совет Федерации на пленарном заседании 8 июля рассмотрел поправки в закон о ветеринарии. Сенаторы поддержали законопроект, но с оговорками, отметив необходимость тщательного мониторинга его правоприменительной практики.
Ветконтроль и электронная сертификация
На заключительном заседании весенней сессии члены Совета Федерации рассмотрели федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ был одобрен Госдумой 1 июля 2015 г.
Представляя закон, член комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Евгений Громыко рассказал, что поправки подготовлены с учетом перечня поручений президента РФ по итогам совещания по вопросам внедрения системы электронной ветеринарной сертификации 31 марта 2015 г. Федеральный закон уточняет полномочия Российской Федерации в части разработки, утверждения и актуализации ветеринарных правил, устанавливающих обязательные для исполнения требования и процедуры, а также регламентирует вопросы ветеринарной сертификации, подконтрольных государственной ветеринарной службе товаров, в том числе водных биологических ресурсов.
Закон предусматривает создание федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии, а также вводит с 1 января 2018 г. оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме.
Как сообщает корреспондент Fishnews, от внимания сенаторов не укрылось, что поправки вызвали массу вопросов как в профессиональной среде, так и в регионах. По словам Евгения Громыко, претензии в основном касались процедуры согласования законопроекта, безвозмездности оформления ветеринарных сопроводительных документов и возможности оформления ВСД лицами, не входящими в систему государственной ветеринарной службы.
«Проектом предусмотрены три группы лиц, осуществляющих оформление ВСД. Первая– это должностные лица госветслужбы. Вторая – не являющиеся должностными лицами госветслужбы специалисты в области ветеринарии, аттестованные в порядке, установленном Правительством РФ. И третья группа – это индивидуальные предприниматели и уполномоченные лица организаций, которые являются производителями подконтрольных товаров или участниками оборота подконтрольных товаров», – перечислил докладчик.
Он подчеркнул, что перечень товаров, ветеринарные сопроводительные документы на которые будет оформлять та или иная группа, будет установлен Минсельхозом России на основании оценки степени риска товаров.
«Третья группа лиц, как раз не специалисты, вправе оформлять ВСД только на уловы ВБР и готовую продукцию, подвергнутую тепловой или иной обработке и упакованную в потребительскую или транспортную упаковку, исключающую ее контакт с внешней средой. При условии если такая продукция или сырье, из которого она изготовлена, прошли установленные ветеринарным законодательством процедуры подтверждения и обеспечения безопасности, то есть это продукция, которая уже прошла как минимум два уровня ветеринарно-санитарного контроля», – уточнил член профильного комитета СФ.
Закон не без изъянов, но без закона еще хуже
Открывая обсуждение поправок, председатель верхней палаты Валентина Матвиенко поинтересовалась, почему в зале отсутствует глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, несмотря на то что рассматривается «закон, который определяет стратегию развития ветеринарии». «Можно мне бюллетень представить, что у него острая ангина, – обратилась она к замруководителя службы Николаю Власову. – Вы как-то поответственней, пожалуйста. Тут вам не прогулочка налегке, тем более такой закон сложный, непростой».
У представителей регионов возникло немало вопросов к закону. Многих смутила норма о передаче права оформлять ВСД ветврачам, которые не входят в государственную систему, и даже не специалистам в области ветеринарии, а также возможные последствия такого решения. Сенатор от Ульяновской области Геннадий Савинов поинтересовался, кто конкретно будет нести ответственность, если в регионе случится эпидемия?
«Ответственность за выдачу ВСД и административную, и, в случае необходимости, уголовную несет лицо, которое выписывает ветеринарные сопроводительные документы», – внес ясность статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков.
«Иным лицам предоставляется право оформлять ВСД лишь на те товары, через которые не может передаваться никакая чума. Это, во-первых, продукция, прошедшая в полном объеме ветеринарный контроль, во-вторых, термообработанная или заключенная в герметичную тару, то есть никакого риска здесь не возникает», – дополнил коллегу Николай Власов.
Он отметил, что уровень риска при введении электронной сертификации снижается хотя бы потому, что деятельность каждого участника этого процесса становится прозрачной. «Плюс к тому эти лица осуществляют ветеринарную деятельность и потому поднадзорны госветслужбе, соответствующему ее подразделению. Это госветслужба субъекта, госветслужбы силовых ведомств либо это Россельхознадзор, если идет речь об экспорте-импорте», – указал замглавы РСХН.
В ходе дискуссии ряд сенаторов высказал мнение о необходимости принятия новой версии базового закона о ветеринарии, а не отдельных «заплаток» к нему. Представитель Ленинградской области Евгений Петелин заострил внимание на том факте, что все согласования происходили на стадии первого чтения в Госдуме и изменения в документе, принятом во втором чтении, стали большой неожиданностью для регионов. Под сомнение была поставлена и оценка закона на предмет возможного увеличения нагрузки на бизнес.
Член СФ от Республики Крым Ольга Ковитиди усомнилась в пользе поправок для рыбодобывающих предприятий. «Законопроект вводит норму обязательного оформления ВСД на улов водных биоресурсов до того, как они поступят на переработку и на место проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. А все это приведет, естественно, к созданию дополнительных административных барьеров для рыболовецкой отрасли», – предупредила она.
В области ветеринарии – немало сложностей
По мнению Валентины Матвиенко, бурная дискуссия – прямое доказательство того, что в сфере ветеринарии накопилось очень много проблем, которые нужно системно рассматривать и предлагать решение. «Я могут также предположить, что ветеринарная служба страны плохо координирует свою работу с субъектами РФ и практически не работает с Федеральным Собранием в целях законодательного регулирования разных сфер ее деятельности, что подтверждает сегодня отсутствие на заседании руководителя Россельхознадзора при принятии важнейшего закона», – заявила спикер.
Она предложила коллегам принять поправки, но с определенными условиями. «Есть поручение президента о принятии такого закона, – напомнила Валентина Матвиенко. – Непринятие закона только ухудшит, усугубит положение дел».
По итогам голосования за принятие изменений в закон о ветеринарии высказалось 135 человек, против – 3 человека, еще 14 сенаторов воздержались. В заключение председатель СФ поручила провести тщательный мониторинг практики правоприменения закона в субъектах Федерации в течение как минимум полугода. Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию получил задание в случае выявления пробелов и недостатков подготовить совместно с регионами соответствующие предложения для изменения нормативно-правовой базы и проследить за разработкой нормативно-правовых актов в развитие закона.
Источник: Fishnews