Расследование, проведенное японскими СМИ, не обнаружило доказательств, подтверждающих опасения японцев о том, что запрет на дрифтерный промысел в российских водах полностью или частично связан с санкциями Токио против Москвы из-за событий на Украине.
Интервью с экспертами, заявления российских чиновников и имеющаяся в открытом доступе официальная информация по дрифтерной проблеме указывают на растущее влияние экологического лобби в стране, сделали вывод аналитики крупного японского издания The Japan Times.
В частности, как сообщает корреспондент Fishnews, в статье «За российским запретом дрифтерных сетей нет политики» (No politics behind Russia drift net ban), опубликованной в японской газете, приводятся высказывания председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Спикер обратила внимание на отсутствие политического подтекста в принятом запрете: «Я думаю, наши японские партнеры понимают, что это действие ни в коей мере не направлено против Японии».
Между тем министр иностранных дел Японии Фумио Кисида назвал запрет «крайне прискорбным», а японский министр рыболовства Йосимаса Хаяси указал на возможные негативные последствия от этого шага для японского рыболовства в целом и для восточной части острова Хоккайдо в частности.
Правда, в статье есть отсылка и на данные Федерального агентства по рыболовству по японскому улову в российских водах дрифтерными сетями. В 2014 г. он составил около 6,4 тыс. тонн. В связи с этим в ведомстве выразили сомнение, что запрет окажет сильное влияние на экономику Хоккайдо.
Не приняли всерьез беспокойство японцев и некоторые московские аналитики. The Japan Times привело слова эксперта Московского центра Карнеги Александра Габуева: «Естественно, шла борьба, в которой кто-то должен был проиграть, и, если честно, я не думаю, что японские рыбаки серьезно принимались во внимание в это время. Это больше отражает изменение в расстановке сил лоббистских групп в стране».
29 июня президент Владимир Путинподписал Федеральный закон № 208 «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». Запрет распространяется на использование плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и прибрежного рыболовства анадромных видов рыб во внутренних морских водах РФ, в территориальном море и в исключительной экономзоне РФ. Поправки вступят в силу с 1 января 2016 г.
«Всемирный фонд дикой природы России долгое время призывал к этой инициативе, – цитирует японская газета пресс-секретаря WWF России Юрия Кисляка. – Похоже, за его достаточно быстрым принятием стоял целый ряд факторов, в том числе и сделанные государственными аудиторами расчеты угроз и финансовых потерь». В Японии никак не могут понять, заявил он, что российские компании пострадают в той же мере. «Если закон о сохранении природы становится невыгодным с точки зрения международных отношений, это вполне нормальный результат», – подчеркнул представитель фонда.
Позиция Всемирного фонда дикой природы была обнародована как часть лоббистской поддержки требования о принятии запрета дрифтерных сетей, которые являются причиной возникновения существенного прилова, угрожающего целым популяциям животных, говорится в статье.
Многие страны по всему миру поддерживают частичный или полный запрет на использование широкомасштабных дрифтерных сетей, отмечает автор публикации. Тенденция набирает обороты вслед за принятием ООН в 1990 г. специальной резолюции. В подтверждение The Japan Times приводит слова биолога Эндрю Фишера из Института морских и антарктических исследований университета Тасмании. По мнению ученого, «эта резолюция <…> действительно создала негативный имидж такого вида промысла». Фишер рассказал, что в 1990 г. провел три месяца на южнокорейском судне, оснащенном дрифтерной сетью, и стал свидетелем значительного непреднамеренного прилова. Судно занималось промыслом кальмара Бартрама, и, как и многие другие промысловики, не имело оборудования для обработки других добытых видов.
Российский запрет не запрещает японским рыболовным судам продолжать промысел лосося, отмечает собеседник издания, однако рыбакам придется вложиться в новое оборудование. «Это может стоить десятки тысяч долларов для каждой лодки», – говорит Эндрю Фишер, предупреждая о том, что изменения подобного рода могут существенно сократить рыбацкие общины. «Я считаю, что социальный вопрос решить сложнее, чем финансовый, – добавил эксперт. – Все идет к тому, что должно произойти фундаментальное изменение в занятости для многих этих рыбаков, которые занимались промыслом на протяжении многих поколений».
Комментариев от российских рыбаков, занятых на дрифтерном промысле, корреспонденту японского издания получить не удалось.
Подробная информация по ситуации с закрытием дрифтерного промысла тихоокеанских лососей – документы и комментарии – собранав специальной рубрике на сайте «Открытой отрасли».
Источник: Fishnews