На портале regulation.gov.ru опубликована новая версия поправок в закон о рыболовстве. Документ предлагает, в частности, выделять дополнительные объемы добычи предприятиям прибрежного промысла, которые будут доставлять уловы на перерабатывающие заводы.
Федеральное агентство по рыболовству представило доработанные предложения по внесению изменений в закон «О рыболовстве…» в феврале 2015 г. Документ активно обсуждался в отраслевом сообществе, он вызывал у рыбопромышленников много вопросов. В мае Росрыболовство подготовило еще один вариант поправок.
Новая редакция изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» размещена на едином портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, которое проходит с 17 июля по 14 сентября. В пояснительной записке говорится, что разработка законопроекта обусловлена необходимостью устранения существующих в законодательстве административных барьеров, коллизий и несовершенств, негативно отражающихся на осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства. Как сообщает корреспондент Fishnews, предлагаемые нормы разделяются на три блока, каждый из которых направлен на определение приоритетных направлений для отрасли и решения соответствующих задач.
Рыбозаводы хотят загрузить с помощью «прибрежки»
Первый блок касается совершенствования действующего законодательства, направленного на повышение эффективности добычи водных биоресурсов и на приведение к единообразию и системности правоотношений, предусмотренных в «рыбацком» законодательстве. Для этого предлагается ввести единое промысловое пространство для промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне страны, а также в Азовском и Каспийском морях.
Как отмечают разработчики законопроекта, предлагаемая новация устранит административные барьеры путем исключения искусственного ограничения для промысла в 12-мильной прибрежной зоне и позволит наиболее эффективно осваивать ВБР исходя из особенностей их распределения и путей миграций.
Документ выравнивает правила ведения промысла при условии четкого разграничения режимов рыболовства по условиям доставки и вводит единую систему договорных правоотношений, говорится в пояснительной записке.
Для стимулирования береговой переработки предполагается приоритетное выделение объемов водных биоресурсов за счет их перераспределения с промышленного рыболовства «прибрежникам», которые доставляют уловы (в живом, свежем охлажденном или замороженном виде) для переработки в места, определенные прибрежными субъектами. «Дополнительно выделенные объемы позволят таким лицам вылавливать на 20% больше, чем они должны», – утверждают авторы документа.
По их словам, предоставление дополнительных объемов приведет к наиболее полной и реальной загрузке береговых перерабатывающих мощностей и стимулированию развития береговой инфраструктуры. При этом перераспределение квот предусматривается только в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается.
При доставке и выгрузке уловов «прибрежки» на пользователя возлагаются дополнительные обязательства по их отправке на любые рыбоперерабатывающие заводы, включенные в специальный перечень. В законодательство вводится понятие «рыбоперерабатывающие заводы, расположенные на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации», их список утверждается федеральным органом исполнительной власти. Такая мера обусловлена необходимостью исключить возможность создания «мнимых рыбоперерабатывающих мощностей» для недобросовестного перераспределения предоставляемых квот, а также обеспечить прозрачные правила для коммерческой деятельности.
Кроме того, законопроект предусматривает исключение института рыбопромысловых участков при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства в морских водных объектах (за исключением анадромных видов рыб). По словам разработчиков документа, это приведет к устранению административных барьеров при предоставлении прав на добычу ВБР и систематизации предоставления таких прав.
Для рыбаков придумали новые обязанности
Второй блок предлагаемых норм направлен на введение для рыбодобывающих организаций более четких и жестких обязательств, отвечающих целям и принципам развития рыбной отрасли. Предполагается, что неисполнение этих обязательств приведет к принудительному прекращению права на вылов и перераспределению квот через аукционы новым добросовестным пользователям.
В частности, предлагается увеличить порог необходимой добычи ВБР с 50 до 70% от выделенных объемов в течение двух лет подряд. Также планируется лишать права на вылов за прекращение работы на 48 и более часов судовых технических средств контроля без согласования в установленном порядке.
Лица, занимающиеся прибрежным рыболовством, будут обязаны доставлять и выгружать уловы в места, определенные органами государственной власти прибрежных субъектов РФ.
Для пользователей, полностью осваивающих свои объемы, предлагается ввести новый порядок промысла – обязательства по освоению не менее 70% квоты на собственных судах, или используемых на основании договора лизинга, либо фрахтования. В последних случаях плавсредства должны принадлежать лицам, входящим в одну группу с пользователем.
«Реализация последнего обязательства будет содействовать усилению заинтересованности хозяйствующих субъектов в строительстве новых судов и исключению из рыбодобывающей отрасли так называемых «рантье», – подчеркивают авторы законопроекта.
Как будут распределять квоты?
Третий блок норм касается регламентации способов предоставления прав на добычу ВБР, устранения коллизий и административных барьеров, а также «предусмотрения иных норм, отвечающих целям и принципам развития рыбной отрасли». Так, с целью регламентации «исторического принципа» конкретизируются три способа распределения долей квот.
В случае открытия новых зон промысла или снятия запретов на вылов видов ВБР, в отношении которых ранее не осуществлялись промышленное и (или) прибрежное рыболовство, соответствующие квоты распределяются по результатам аукционов.
В случае введения вида водного биоресурса, общий допустимый улов на который ранее не устанавливался, в перечень «квотируемых» видов, лимит распределяется между лицами, осуществлявшими ранее добычу «неодуемого» ВБР. При этом доли определяются на основании данных об уловах за три года, предшествующих расчетному.
В случае истечения срока действия заключенных договоров о закреплении доли квоты, лимит распределяется в том же объеме между теми же пользователями путем перезаключения договора на новый срок.
Авторы документа отмечают, что введение «исторического принципа» позволило юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся добычей водных биоресурсов, «строить свою работу на долгосрочную перспективу».
Законопроект предусматривает 25-летний срок закрепления долей квот вылова водных биоресурсов.
В пояснительной записке говорится, что принятие поправок устранит противоречия и коллизии в законодательстве о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, повысит ответственность рыбодобывающих предприятий, а также их заинтересованность в соблюдении законодательства при промысле, позволит участникам рынка осуществлять долгосрочное хозяйственное планирование, мотивирует строительство новых промысловых судов, в том числе на российских судоверфях, приведет к необходимости реальной модернизации старых и постройки новых береговых рыбоперерабатывающих мощностей. По мнению авторов документа, он обеспечит появление новых рабочих мест и увеличение отчислений налогов в бюджеты всех уровней, стимулирует вылов ВБР «на реальных условиях прибрежного рыболовства». Планируется, что применение законопроекта позволит реализовать государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности РФ.
Источник: Fishnews