Российский премьер также заявил, что продление российских контрсанкций на год – прагматизм
Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что точку в “санкционной войне” должна поставить Европа. Об этом он заявил в интервью телерадиокомпании “Радио и телевидение Словения” (РТВ Словения).
“Но, что называется, не мы этот процесс начали, я уверен, что и не мы его будем завершать, – отметил российский премьер, говоря о влиянии санкций на объемы двусторонней торговли. – В любом случае всякого рода ограничения политические исчезают, а торговые отношения, а тем более добрые отношения между странами, между народами, симпатии между людьми, всегда остаются и превалируют над этим”.
По словам Медведева, ассиметричное продление российских контрсанкций на год – это прагматизм.
“Почему они (ответные санкции России) рассчитаны на год? Это не для того, чтобы сделать европейцам побольнее, что называется, это сугубо прагматическая история, – сказал российский премьер. – Дело в том, что наши ответные меры связаны с продовольствием, и, вы знаете, мы сейчас активно занимаемся замещением продуктов питания, производим их в стране”.
Он напомнил, что Россия – это огромная страна, огромное сельское хозяйство. “Уж точно мы себя накормить можем. И сельхозцикл рассчитан на год, чтобы наши аграрии планировали это на более длительный срок – вот только с этим (связано решение пролить антисанкции не на полгода, как ЕС, а на год), – пояснил Медведев. – У нас нет желания специально показать, какие мы крутые и что мы продлеваем все это на более длительный период. Нет. Но мы будем, конечно, свои в этом смысле национальные интересы, национальных производителей защищать”.
Ранее о том, что несимметричный ответ на полугодовое продление санкций Евросоюзом обоснован интересами российской экономики, говорил также пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Снижение товарооборота
Медведев также заявил, что снижение товарооборота между Россией и Словенией, как и, собственно, между Россией и Евросоюзом, имеет две причины.
Причина номер один, по его словам, конъюнктурно-экономическая. “Очевидно, что объем товарооборота складывается из целого ряда товаров, которые поставляются по экспорту и получаются по импорту, – отметил он. – Один из наиболее важных видов товаров, который поставляет Российская Федерация, это сырье, и в значительной степени это газ и нефть. Цены на эти энергоносители упали, что для поставщика, наверное, не очень хорошо, для потребителя хорошо. Это, естественно, уменьшило товарооборот, и нужно эту причину иметь в виду. Это нормальная часть уменьшения товарооборота: то, что сегодня упало, завтра вырастет”.
Однако он подчеркнул, что есть и другая часть. “Она связана с введением санкций и, соответственно, с нашими ответными мерами. И вот это падение я не могу считать нормальным, потому что оно связано с политическими решениями”, – добавил Медведев, отметив, что в целом это плохо для наших стран.
По данным главы российского правительства, только за первые пять месяцев этого года наш товарооборот упал чуть ли не на 40%. При этом в 2013 году, на своем пике, он достигал $2 млрд. “Это приличные цифры, весьма приличные деньги. Мы к ним достаточно долго шли, а теперь в результате политических решений, к сожалению, этот товарооборот стал меньше”, – заключил Медведев.
Он выразил сожаление, что ряд европейских руководителей радуются таким показателям. “Я с удивлением обратил внимание на то, что один из ваших руководителей где-то сказал: знаете, у нас товарооборот с Россией упал почти на 40%, а это значит, что санкции эффективны и достигают своего результата, – процитировал российский премьер. – Можно по-разному относиться к России, можно по-разному относиться к нашим отношениям, но если товарооборот упал на 40%, значит, это ударило и по интересам словенских производителей, по интересам словенского бизнеса. Чему тут радоваться? Мне кажется, что такая абсурдная логика не должна применяться”.
Медведев высказал мнение, что можно говорить о том, что мы все находимся в рамках тех или иных обязательств, понимаем, что Словения – часть Евросоюза, участник Североатлантического альянса и у страны есть свои обязательства. “Но радоваться тому, что наши экономики вместе проседают, что падают объемы торгового сотрудничества, мне кажется, не стоит”, – заключил он, выразив надежду, что в ходе переговоров с президентом, председателем правительства и с председателем Государственного собрания удастся обсудить все вопросы, которые касаются развития российско-словенского сотрудничества, “начиная от экономики и заканчивая всеми другими моментами, включая нашу общую и славную историю – и историю XIX века, и историю XX века”.
Санкции и антисанкции
1 августа 2014 года Евросоюз ввел санкции в отношении РФ в связи с событиями на Украине и воссоединением Крыма с Россией и в дальнейшем неоднократно расширял и продлевал их.
Были приостановлены переговоры о безвизовом режиме и о новом базовом соглашении о сотрудничестве, введен запрет на въезд в страны ЕС для ряда должностных лиц из РФ и заморожены их активы, введены ограничительные меры торгового, финансового и военного характера. Всего в санкционные списки попали 151 человек и 37 юрлиц. Секторальные санкции действуют в отношении 20 российских финансовых, нефтедобывающих и оборонных структур.
7 августа 2014 года Россия ввела пакет ответных мер на санкции США, Австралии, Канады, Евросоюза и Норвегии. Контрсанкции представляют собой запрет сроком на один год на импорт в Россию из этих стран фруктов, овощей, молочной и мясной продукции. Под ограничение не попали некоторые виды готовой продукции из мяса и рыбы. 20 августа правительство РФ исключило из списка продуктов, на которые распространяются ответные продовольственные санкции России, концентраты растительных и животных белков, спортивное питание, безлактозное молоко, БАДы и витаминно-минеральные комплексы. Также был снят запрет на поставки семенного картофеля, смолта (мальки для аквакультуры), лука-севка, сахарной гибридной кукурузы и гороха для посева.
В июне этого года ЕС принял решение продлить срок действия экономических санкции в отношении России на шесть месяцев – до 31 января 2016 года.
25 июня правительство РФ продлило продэмбарго в отношении стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии до 5 августа 2016 года включительно.
Позиция России
Москва неоднократно заявляла, что считает санкции, введенные из-за украинского конфликта, контрпродуктивными.
Президент РФ Владимир Путин не считает санкции против России поводом для переживания. По его мнению, санкции – это ничто иное, как “попытка сдержать развитие России”. “А такие попытки мы видим на протяжении всей российской истории, начиная еще с царских времен. Вот эта попытка сдерживания России, эта политика известна еще давно, столетиями, ничего нового здесь нет, но и нам не нужно здесь особенно переживать”, – заявил президент.
В свою очередь министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в частности, отмечал, что “раскручивание конфронтации, попытки санкционного нажима (на Россию) – тупиковый путь”.
В то же время, по словам Пескова, в санкционной политике Россия придерживается принципа взаимности.
Источник: ТАСС