Российский берег станет привлекательным
Новые предложения о путях реформы рыбной отрасли вызвали оживленную дискуссию не только среди представителей отрасли, но и в обществе. Как сделать, чтобы российским рыбакам было удобно работать в российских портах, в видеоэфире Pravda.Ru рассказал заместитель генерального директора ФГУП “Нацрыбресурс” по экономике и инвестициям Сергей Сухов.
– Изменения, которые проводятся в государственной компании “Нацрыбресурс”, активно обсуждаются в регионах, причем не только представителями бизнеса – свое мнение высказали даже правительственные чиновники высокого ранга. Как вы восприняли всю эту реакцию с мест и от вице-премьера?
– Реформы – вообще, штука непростая. Возможны различные точки зрения на те мероприятия, которые мы осуществляем, на те реформы, которые мы в портах хотим провести. Мы, безусловно, исходим из отраслевых интересов, из того, чтобы рыбакам было удобно и выгодно работать в российских портах, чтобы рыба шла на российские прилавки. Безусловно, в нашей работе есть недостатки, они иногда видны невооруженным глазом, и это вызывает справедливую критику. Мы на такую критику реагируем и будем вносить коррективы в нашу политику, в наши взаимоотношения, в том числе с бизнесом. И мы готовы активно и будем активно работать с регионами для того, чтобы их интересы также были учтены. Они, вполне естественно, имеют свою точку зрения на то, как должны работать морские порты. Поэтому мы не говорим, что-то, что мы придумали, – это догма.
– Большая проблема в том, что многие рыбные порты за последние годы были переквалифицированы так, что их уже трудно назвать исключительно рыбными.
– Есть разные ситуации, есть разные планы у региональных властей, но наша точка зрения состоит в том, что должна быть создана, прежде всего, экономическая база для рыбной отрасли и экономическая база для регионов. Рыбаки – это большая движущая сила в развитии регионов, и мы считаем, что создание для них надлежащих условий – это приоритет и в нашей работе, и в деятельности регионов. Первое – рыба, второе – все остальные интересы.
К сожалению, мы можем прийти к той ситуации, когда рыба уплывет, что называется, в другие страны и порты, которые могут предложить лучшие условия работы.
Нацрыбресурс: российской рыбе – российский порт
– Но ведь регионы тоже понимают, что людей надо кормить. Причем рыба – это не то, что корова, которую надо долго выращивать. Поэтому каких-то конфликтов интересов может быть все-таки не так много?
– Не много. Не стоит забывать, что те регионы, в которых расположены порты, работают не только на себя, они работают на всю страну. Это начальный этап движения рыбы ко всем гражданам нашей страны. И на каждом столе рыба должна присутствовать практически каждый день, для того чтобы рацион питания был правильным, был оптимальным.
Поэтому надо учитывать интересы и жителей других регионов. Нужно создавать не какие-то маленькие локальные объекты – вроде как небольшие корабли рыбу привезли, на местных рынках ее как-то распределили и все. Нет, есть необходимость в больших логистических комплексах, где обрабатываются большие объемы рыбы и которые связаны по железной дороге с другими регионами.
– Вы государственное предприятие, а все рыбаки – это частные компании. Чтобы рыба шла на российский берег, надо мотивировать частных бизнесменов, владельцев всех этих сейнеров, чтобы они не продавали в Японию, Корею или Китай.
– Мы – государственная компания. Наша основная деятельность связана с инфраструктурой, но у нас есть небольшой рыбопромысловый сегмент, есть свое рыболовецкое судно, есть небольшая квота. И я вам ответственно заявляю, что, в принципе, российский рынок интересен для того, чтобы ловить рыбу и привозить ее на российский берег. Есть нормальные условия для ее продажи, и рыбаки могут вполне нормально работать. Но, опять же, если в портах для них есть привлекательные условия для работы, для выгрузки рыбы и гарантия того, что вся она будет оплачена и уйдет потребителям. Тогда да, тогда они готовы эту рыбу привозить.
Поэтому мы должны их поддержать, мы должны им предлагать современные технологии работы, предлагать современные технологии реализации рыбы, предлагать привлекательные финансовые условия оплаты той рыбы, которую они на берег привозят, и тогда все будет работать нормально.
– Критика полпреда президента в Дальневосточном округе Юрия Трутнева была связана с тем, что как раз организация работы в портах ему показалась недостаточно эффективной.
– Юрий Петрович Трутнев сам проехал по всем-всем портам, в которых мы присутствуем, действительно, увидел все это своими глазами, действительно, понял всю глубину проблем, которые в портах существуют. С его стороны были высказаны определенные нарекания, и мы будем работать для того, чтобы все эти нарекания устранить.
Отмечу только, что мы, как владельцы причалов, являемся лицом порта и первой компанией, к которой обращаются по поводу всех проблем. На самом деле, мы не самостоятельно эксплуатируем всю портовую инфраструктуру, есть еще несколько десятков операторов, с которыми мы работаем на договорной основе, и их вклад в работу порта, в развитие инфраструктуры, не менее значителен, чем наш.
– Ведь причальные стенки были в аренде долгое время, и не всегда они эксплуатировались должным образом. Сейчас договора закончились, вы стали заниматься ими, и выявилась масса проблем. Как раз при решении этих проблем и возникли где-то противоречия с регионами?
– Складывается определенная практика работы портовых предприятий – надо как-то ее приводить в чувство, что называется, и обозначать государственные задачи, государственные приоритеты, и выстраивать работу именно в пользу рыбы. Это не всегда просто.
– У нас запретили импорт консервов из Прибалтики. Ну, для Прибалтики это вообще катастрофа, потому что у них 50 процентов продукции шло в Россию. Но для нас-то ведь это тоже не очень хорошо, из рынка изымается такая большая часть продуктов. А, кстати, у нас есть российские шпроты?
– Есть.
– Депутат Европарламента сказала, что ей очень жаль россиян, потому что теперь россияне не смогут полакомиться латвийскими шпротами…
– Ну, мы, в свою очередь, можем порадоваться за европейцев: они могут полакомиться латвийскими шпротами… У нас есть ресурсная база на Балтийском море, и мы точно так же вылавливаем ту же рыбу, что латвийцы и эстонцы. Конечно, когда на рынке долгое время присутствуют латвийцы и активно его отвоевывают, естественно, для наших рыбаков это не такие большие объемы по сравнению с теми видами рыбы, которые мы вылавливаем либо на Дальнем Востоке, либо в Северном бассейне. Для маленьких стран это принципиальный вопрос, для нас, как для большой рыбной державы, нет. Нужно приложить определенные усилия, но у рыбопереработчиков появилась хорошая возможность для того, чтобы освоить этот сегмент рынка
– Так сложилось, что весь российский рыболовецкий флот стал частным. Единственное государственное судно принадлежит государственной компании “Нацрыбресурс”. Есть ли смысл как-то изменять эту ситуацию, увеличивать количество государственных судов, создавать государственный рыболовецкий флот?
– Интересы государства, в первую очередь, связаны с научным флотом, с проведением научных исследований, для того чтобы определять, какое количество рыбы и где мы можем выловить, какие это виды. Вот это государственная задача.
Что касается промышленного лова рыбы, то рыбаки вполне успешно с этим справляются, это нормальный бизнес, и расширять там присутствие государства, может быть, и не надо. Главное – создать такие условия, чтобы в первую очередь защищались интересы россиян по обеспечению рыбной продукцией. И уже во вторую очередь – чтобы рыбаки имели возможность отправлять ее на внешние рынки.
Мы же находимся в рыночной экономике, мы не можем, особенно в море, отгородиться стеной и просто скомандовать: все туда или все на берег.
– Вопрос к вам, как заместителю по экономике и инвестициям. С точки зрения инвестиций в отрасли сейчас что-то меняется?
– Меняется, потому что появляются инструменты государственной поддержки, которые стимулируют инвестиции, в том числе в инфраструктуру. То есть, субсидируются ставки по инвестиционным кредитам, вкладываются напрямую деньги в реализацию, в реконструкцию причальных сооружений. По государственной программе с этого года финансируется реконструкция порта в Петропавловске-Камчатском. Рассматриваются возможности по другим объектам, где есть необходимость привлечения бюджетных денег. А там, где есть нормально работающее предприятие, где хороший грузооборот, там вполне есть ресурсы для того, чтобы осуществлять эту модернизацию.
– А привлекаются ли какие-то западные инвестиции?
– А вот нужны они, когда есть российские? Здесь надо внимательно посмотреть и, действительно, может быть, создать чуть-чуть более благоприятные условия для наших инвесторов. Санкциями уже определенные барьеры для нас созданы. Теперь надо поработать внутри, для того чтобы свои ресурсы, которые у нас действительно имеются, мы развернули на то, чтобы у нас реальный сектор экономики более активно развивался.
– Сейчас-то как раз очень нужны инвестиции, потому что порты были переоборудованы под грузовые. Там же до последнего времени в грузопотоке только четыре процента занимала рыба.
– Совершенно верно, это надо менять, поскольку нет привлекательных условий для рыбаков для того, чтобы они больше рыбы выгружали в порт, чтобы выстраивали свою логистику именно через наши порты, а не через иностранные.
И здесь как раз, в первую очередь, это касается инфраструктурных проблем. Мы как раз и видим решение этого вопроса через создание единого логистического портового механизма, который позволит эти потоки рыбы оптимизировать, чтобы все порты были загружены, чтобы везде был нормальный грузооборот по рыбе.
– Есть “Росрыболовство”, есть минсельхоз, и есть “Нацрыбресурс”. Как вы взаимодействуете и как распределяете полномочия?
– Безусловно, все это должно функционировать как единый организм. Мы – часть отрасли, которую непосредственно курирует Федеральное агентство по рыболовству. От нас идут инициативы в решении тех вопросов, которые есть.
– Самый главный вопрос для многих. Сможете ли вы как-то повлиять на ценообразование в отрасли?
– На ценообразование все оказывает влияние. К примеру, насколько обеспечивается сохранность рыбы, которая выловлена в море и потом должна быть довезена до переработчика либо до потребителя, непосредственно в магазин. Чем меньше потерь, тем, соответственно, меньше расходов включается в конечную цену. И чем сохранность рыбы больше, тем она дешевле получается.
На самом деле, все инфраструктурные вопросы связаны и с условиями работы железной дороги, и с ценовыми условиями, и с оказанием портовых услуг, и с теми организациями, которые вовлечены в процесс покупки, продажи, транспортировки рыбы. Надо, чтобы их было не много, чтобы не через десять рук рыба проходила, а через четыре организации: порт, железная дорога, склад, один склад, второй, – и все, больше никто не нужен. Вот это будет оптимальная цепочка, и тогда, конечно, расходы будут меньше, и цена будет ниже.
– А какие планы по дальнейшей работе по реорганизации отрасли, какие основные направления?
– Нужно не просто предпринимать срочные действия, а нужно комплексно подходить к этому вопросу. Нужно, чтобы наши планы и действия были понятны. Может быть, нужно вносить какие-то изменения и в нормативную базу, и в законы. Недавно все эти вопросы рассматривались на правительственной комиссии по АПК и рыболовству под председательством Аркадия Дворковича. Нам дали поручение оформить все предложения в виде документа, который будет утвержден, будет доступен и для всех понятен.
И здесь мы уже выступаем не просто как владельцы части портовой инфраструктуры, мы выступаем государственным оператором, который отвечает за работу вообще всей этой инфраструктуры, за то, чтобы вся эта цепочка работала правильно, быстро, эффективно. И как раз мы должны будем не только с портами работать, но и со складами, с железной дорогой, с перевозчиками – со всеми. Вот так мы работу будем выстраивать.
Источник: Pravda.Ru