В Росрыболовстве обсудили возможности российских рыбаков по обеспечению внутреннего рынка сельдью, скумбрией и мойвой
Москва, 21 августа 2015 года. – Вопросы осуществления промысла в северо-восточной Атлантике российскими рыбаками и возможности по наращиванию поставок уловов на внутренний рынок в связи с запретом импорта из Исландии обсудили на совещании в Росрыболовстве.
В совещании, которое режиме видеоконференции провел заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, приняли участие представители рыбоперерабатывающих предприятий и рыбопромышленники Севера, в том числе осуществляющие промысел в водах северо-восточной Атлантики.
Встреча была посвящена обсуждению возможных вариантов по восполнению образовавшейся «ниши» в связи с запретом на ввоз исландской рыбной продукции в Российскую Федерацию, который введен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2015 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. №778 и от 31 июля 2015 г. № 774».
По данным Центра системы мониторинга и связи, за 6 месяцев 2015 года в Российскую Федерацию импортировано около 37,6 тыс. тонн рыбной продукции из Исландии, что составляет 14,4% от импорта всей рыбной продукции в Россию. За весь 2014 год объем поставок этой продукции составил более 125 тыс. тонн. В структуре исландского импорта основная доля приходится на мороженую рыбу и рыбное филе из таких видов водных биоресурсов как сельдь атлантическая, морской окунь, скумбрия, мойва, треска, сайда и путассу. Вместе с тем, большая часть данных видов рыб добывается также и российскими пользователями, главным образом, в исключительных экономических зонах иностранных государств и конвенционных районах в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК).
«У отдельных переработчиков возникли опасения в связи с закрытием поставок из Исландии. В настоящее время Исландия является крупнейшим поставщиком рыбы и занимает доминирующее положение в поставках социально значимых видов рыб – сельди, скумбрии, мойвы. Они считаются социально значимыми, так как относятся к категории недорогой продукции и играют важную роль в структуре потребления рыбы в России. Кроме того, эти вид рыб являются сырьем для многих перерабатывающих предприятий. Вместе с тем мы не видим предпосылок для возникновения дефицита», – отметил Василий Соколов, открывая совещание.
Как отметил заместитель руководителя Росрыболовства, российскими предприятиями успешно добываются данные виды рыб. По состоянию на 19 августа, добыто более 114 тыс. тонн скумбрии, 41 тыс. тонн мойвы и 171 тыс. тонн сельди. «Теоретически отечественный вылов сельди способен полностью закрыть потребность внутреннего рынка. Объемы вылова сельди в целом значительно превышают прошлогодние, к тому же снизился экспорт тихоокеанской сельди с Дальнего Востока, – сказал Василий Соколов. – Кроме того, есть возможность увеличить объемы фарерских поставок данных видов рыбы, чего не хотелось бы делать».
Вместе с тем очевидно, что многие рыбопереработчики привыкли работать с импортным сырьем. Исполнительный директор некоммерческого объединения «Рыбный Союз» Сергей Гудков отметил, что переработчики не всегда могут использовать рыбу, выловленную российскими рыбаками, «в силу специфики и качественных характеристик». Например, летняя скумбрия не подходит по своим свойствам для копчения и пригодна только для изготовления консервов. Кроме того, многие предприятия традиционно работают на филе сельди, тогда как не все российские рыбаки могут его производить. В связи с этим Сергей Гудков прогнозирует возможное снижение загрузки производственных мощностей российских предприятий и рост цен.
Опасения исполнительного директора «Рыбного союза» не разделили представители Союза рыбопромышленников Севера. Добытчики и переработчики Мурманска и Калининграда отмечают, что ситуация некритична, а добываемая российскими предприятиями рыба соответствует по качеству и выгоднее по цене, чем исландская.
Как отметили в Союзе, ситуация на рынке рыбопродукции в Северном бассейне внушает оптимизм: национальная квота скумбрии увеличена на 2015 год на 12 тыс. тонн, за семь месяцев выловлено более 60 тыс. тонн; квота путассу увеличена более чем на 25 тыс. тонн, за 7 месяцев выловлено 151 тыс. тонн. Кроме того, в настоящее время на холодильниках в Мурманске по-прежнему находится около 8 тыс. тонн мойвы весеннего улова. «Сейчас прорабатывается вопрос и сделано положительное заключение о возможности проведения экспериментального осеннего рейса на промысел мойвы, что даст необходимые данные о состоянии ее запасов, размерному ряду и обеспечит реализацию в зимнее время», – отметил генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин.
Что касается сельди, то в настоящее время около 10 тыс. тонн сельди, выловленных российскими рыбаками, находится на холодильниках в Мурманске и Санкт-Петербурге. Остаток атлантической сельди в 43 тыс. тонн будет осваиваться в сентябре. Также в осеннее-зимний период ожидается вылов более 150 тыс. тонн охотоморской сельди.
В ходе обсуждения отдельно рассматривался вопрос по поставкам на переработку филе сельди. Рыбодобывающим предприятиям Севера, по их словам, невыгодно перерабатывать уловы в филе на судах в районах промысла в Северной Атлантике. Вся рыба, выловленная в конвенционных районах северо-восточной Атлантики, по словам рыбаков, поставляется ими на российский берег и сразу находит потребителя.
Заместитель руководителя отметил потенциал и возможности по поставкам на перерабатывающие предприятия тихоокеанской сельди. «Дальний Восток значительно нарастил производство филе сельди, в июле-августе этого года суда в Беринговом море производили по 50 тонн в сутки на судно. Очевидно, что основной рынок этого филе – российский», – отметил Василий Соколов.
По итогам встречи принято решение провести аналогичное совещание с рыбаками Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. «Основная цель – состыковать переработчиков и производителей, чтобы перераспределить сырьевые потоки и полностью занять освободившуюся нишу на отечественном рынке», – подытожил Василий Соколов.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства