Илья Шестаков: «У отечественного рыбоводства огромный потенциал и значительные возможности для роста»
На вопросы редакции журнала «Продовольственная безопасность» отвечает заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
Илья Васильевич, выступая на пленарном заседании I Всероссийского форума продовольственной безопасности в Ростове-на-Дону, министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев сказал, что Минсельхоз планирует в следующем году кратно увеличить расходы на поддержку развития аквакультуры. Сейчас предусмотрено более 350 млн руб. господдержки. Как и в каких объемах будут распределяться эти средства? И кто их получит в первую очередь?
– Правила предоставления и распределения субсидий утверждены и внесены в Государственную программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса» Постановлением Правительства от 3 апреля 2015 года. Субсидии из федерального бюджета выделяются бюджетам регионов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на развитие товарной аквакультуры, включая осетровые виды рыб. С 2015 года будет возмещаться часть затрат заемщиков по кредитным договорам, заключенным с 1 января 2014 года на срок от одного года до трех лет – на приобретение кормов и рыбопосадочного материала, и на срок до 10 лет – на строительство и модернизацию аквакультурных товарных ферм, заводов по выпуску кормов и рыбопосадочного материала, объектов переработки и хранения продукции, а также на приобретение техники, специализированных судов, оборудования. Критерии отбора проектов также закреплены в правилах субсидирования. Среди них – увеличение объемов производства продукции, срок окупаемости проекта, его экономическая эффективность, использование в проекте высокотехнологического оборудования и ряд других. Распределение субсидий между регионами утверждается Правительством Российской Федерации. Оказание государственной поддержки будет осуществляться на условиях софинансирования расходного обязательства регионов за счет средств федерального бюджета. Поэтому тем предприятиям, которые хотят получить субсидии, необходимо обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется реализация инвестпроекта.
– Как предполагается решать проблему дефицита, а в некоторых случаях даже отсутствия мальков? Например, мальков лосося мы до сих пор закупаем в Норвегии.
– Реализуемые сейчас проекты по выращиванию атлантического лосося полностью зависят от импортных поставок. Для того чтобы снизить импортную зависимость, мы создаем на базе наших подведомственных научных институтов и рыбводов питомники для селекционирования и выращивания малька семги именно в целях обеспечения товарных ферм. Кроме того, помогать частным фермам с точки зрения консультирования, научного сопровождения будут наши рыбводы – это учреждения, которые управляют заводами по выпуску молоди рыб в целях пополнения природных ресурсов и уже имеют богатый опыт в области воспроизводства. Чтобы товарные предприятия не испытывали нехватки рыбопосадочного материала, пока не перейдем на самообеспечение рыбопосадочным материалом, приняты меры для поставки импортных мальков на специальных условиях. В частности, Евразийская экономическая комиссия обнулила ввозную таможенную пошлину на оплодотворенную икру и мальков лосося и форели сроком на три года. Кроме того, из санкционного списка исключены молодь форели, устриц и мидий. Еще одна мера поддержки – это обнуление пошлин на импортное оборудование, аналоги которого не производятся в нашей стране.
– И много ли проектов ожидается?
– Согласно поступившим из регионов предварительным заявкам, на территории России реализуется и планируется к реализации около 150 инвестиционных проектов в области рыбоводства на общую сумму более 60 млрд руб. В настоящее время, согласно статистике, в Российской Федерации насчитывается около 600 товарных рыбоводных хозяйств без учета индивидуальных предпринимателей. Большая часть предприятий относится к малому и среднему бизнесу, фермерским хозяйствам. Основная доля приходится на товарное выращивание карповых и сиговых видов рыб. Четверть объема приходится на форель и семгу. Развивается товарное осетроводство, хотя доля его пока невелика.
– Не могли бы вы привести примеры успешной реализации проектов рыбоводства в России?
– Если говорить об интересующем многих атлантическом лососе, то этот вид рыбы выращивают сегодня мурманские предприятия. Объем выращивания атлантического лосося в Мурманской области в 2014 году составил около 19 тыс. тонн. Это садковые хозяйства, фабрика, на которой рыбу разделывают и упаковывают. Кроме того, предприятия планируют реализовать проекты по созданию фабрик по производству смолта и кормов. Во время одной из рабочих поездок в Мурманскую область наша делегация посетила рыбоводческую ферму,расположенную на берегу озера Имандра, в теплых водах отводного канала Кольской атомной станции. Семья мурманчан занимается выращиванием форели и даже сибирского осетра. Есть цех по выращиванию смолта. По рассказам фермеров, стадо сибирского осетра ленской популяции было завезено предприятием более 10 лет назад в качестве эксперимента. В 2012 году в хозяйстве впервые была получена осетровая икра и налажено ее производство.
По итогам 2014 года произведено более 100 тонн рыбной продукции. Вообще, в каждом регионе своя специфика. Например, довольно перспективный проект морского биотехнопарка по выращиванию трепанга и гребешка в Сахалинской области. В Мордовии собираются запустить технологическую линию по выращиванию осетровых в условиях замкнутого водоснабжения – это полный цикл производства, от малька до товарной рыбы и ее переработки. Планируемый объем производства осетра – 30 тонн и 2–3 тонны черной икры в год. В Дагестане также планируют за следующие два года организовать осетровые хозяйства, проектная мощность предприятия – 500 тонн рыбы и 25 тонн икры в год. В Иркутске на реке Ангаре строится садковое хозяйство по выращиванию форели и рыбопосадочного материала форели. В Севастополе собираются создать предприятие мощностью производства 4 тыс. тонн мидий и 4 млн устриц в год.
– Какие существуют возможности для роста в сегменте отечественного рыбоводства?
– Возможности значительные. Наибольшую долю в импорте рыбы Россией – примерно 20% от общего объема – составляет свежая и охлажденная аквакультурная рыба, что указывает на значительный потенциал этого сектора рынка для импортозамещения. Объем производства товарной рыбы в 2014 году оценивается в 160 тыс. тонн. Это менее 4% от общего российского вылова и сотые доли процента от мирового объема производства аквакультуры. Насыщение внутреннего рынка отечественной продукцией рыбоводства – важная задача в рамках обеспечения продовольственной безопасности нашей страны. И потенциал для интенсивного развития этой отрасли в нашей стране очень высокий. Водный фонд России – свыше 20 млн гектаров озер, около 5 млн гектаров водохранилищ и около 400 тыс. гектаров прибрежных морских акваторий. Кроме того, есть еще более 1 млн гектаров сельскохозяйственных водоемов и почти 150 тыс. гектаров прудов рыбохозяйственного назначения.
В то же время объем производства аквакультурной рыбы во многом зависит от уровня господдержки, заинтересованности бизнеса, потребительского спроса и других факторов. В Госпрограмме предусмотрено удвоение объема производства товарной рыбы и других объектов аквакультуры к 2020 году – до 315 тыс. тонн. Вместе с тем, по оценкам ученых, потенциал нашей страны позволяет сделать более серьезный рывок – рост производства как минимум до 700 тыс. тонн. В этом году планируется увеличение объема производства товарной рыбы до 195 тыс. тонн. Среди регионов с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями для рыбоводства – Южный федеральный округ. Здесь могут получить развитие все направления производства: прудовая и индустриальная аквакультура, форелеводство в предгорных районах, пастбищная аквакультура в озерах, лиманах и водохранилищах. Сибирский округ располагает крупнейшим фондом пресноводных объектов, причем регион имеет значительные запасы геотермальных вод.
Такое разнообразие климатических условий позволяет развивать производство как холодноводных сиговых и лососевых видов рыб, так и тепловодных осетровых и карповых. Исключительные условия для широкомасштабного развития марикультуры имеет Дальний Восток. Значительные площади для этих целей есть у берегов Сахалина, в Приморском и Хабаровском краях. Крымский полуостров также располагает всеми необходимыми условиями для развития аквакультуры – благоприятный климат, протяженное морское побережье с наличием лиманов, бухт и заливов, значительное количество солоноватых озер, пригодных для рыбоводства, существенные объемы внутренних водных объектов: озера, пруды, водохранилища. Здесь перспективно выращивать мидии, черноморскую и гигантскую устрицу, кефаль, камбалу и другие морские виды водных биологических ресурсов, карповые виды рыб. Безусловно,и другие регионы нашей страны подходят для рыбоводства.
Аквакультура является еще одним источником получения рыбной продукции вместе с промышленным рыболовством. Преимущество аквакультуры заключается в том, что позволяет поставлять в торговые сети на регулярной основе охлажденную и живую рыбу.
– Давайте как раз поговорим о промышленном рыболовстве. Серьезной проблемой, сдерживающей его развитие, является устаревший флот. Однако рыболовецкие хозяйства не имеют возможности закупать или строить новые суда. Какие, на ваш взгляд, меры государственной поддержки могли бы способствовать решению указанной проблемы? Может ли использоваться при этом государственно-частное партнерство?
– Сейчас более 85% судов эксплуатируются с превышением нормативных сроков. Рыбаки, может, и рады пойти с заказами на отечественные верфи, но их останавливают стоимость работ и сроки. По обоим параметрам российские судостроители пока уступают зарубежным. В свою очередь, судостроители говорят: дайте нам серийный заказ, тогда и сроки, и стоимость будут ниже. Конечно, вопрос судостроения – вопрос комплексный. Он вне сферы полномочий Росрыболовства, но мы прорабатываем возможные варианты обновления флота на межведомственном уровне. Мы можем заложить в отраслевую базу стимулирующие меры. Сейчас Росрыболовством разработан пакет поправок в закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». В нем в рамках модернизации исторического принципа распределения квот предусмотрено, что рыбак при освоении полученных квот (не менее 70% от всего выделенного объема) обязан использовать собственные суда или суда, приобретенные по договору лизинга. Эта мера направлена в первую очередь на ликвидацию «квотных рантье», но, на наш взгляд, будет также способствовать обновлению флота.
Кроме того, предлагается такой механизм стимулирования, как квоты государственной поддержки строительства рыбопромысловых судов. То есть определенная доля всего общего допустимого объема вылова будет выделяться рыбопромышленникам, которые приобретут новые суда, построенные на отечественных верфях.
– Немаловажный вопрос – восстановление и модернизация портовой и производственной инфраструктуры, большого числа причальных стенок портовых комплексов. Как идет этот процесс, существуют ли специальные целевые программы на этот счет?
– Работа идет. Отдельные мероприятия, направленные на восстановление портовой инфраструктуры, заложены в отраслевую программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса». У нас есть специализированное предприятие – ФГУП «Нацрыбресурс». Его стратегическая задача – построение транспортно-логистической цепочки доставки рыбы в центральные регионы России. В частности, в управлении предприятия находятся причальные стенки – стратегически важные объекты по обеспечению государственной безопасности нашей страны. И это единственные рычаги влияния на собственников портовых территорий, которые арендуют принадлежащие государству ГТС (причальные стенки). Дело в том, что российские рыбные порты, перейдя в частные руки после распада СССР, практически перепрофилировались на перевалку угля, металлолома и других, не требующих хлопот грузов. На рыбу приходится примерно 5%. Холодильные мощности за ненадобностью полуразрушены и нуждаются в модернизации и ремонте, как и сами причальные стенки. Арендной платы недостаточно для обновления портовой инфраструктуры, поэтому договоры необходимо пересмотреть и перезаключить. Наша задача – вернуть специализацию портов, модернизировать холодильные мощности. Важно создать для российских рыбаков все условия, чтобы им было удобно заходить в российские порты, чтобы они могли получить такой же комплекс услуг по разгрузке, хранению, ремонту и заправке судна, который сегодня предоставляют современные порты других стран.
– Также на форуме был поднят вопрос о транспортировке рыбы и рыбопродукции. Флот – только одно из звеньев транспортно-логистической цепочки поставки рыбы и рыбопродукции в регионы России. Как обстоит дело с остальными звеньями?
– Вопросов много. Развитие логистической инфраструктуры для обеспечения поставок рыбной продукции с Дальнего Востока, где добывается более 65% водных биоресурсов, – комплексная задача. Мы работаем с РЖД по вопросу выравнивания тарифов на перевозку рыбной продукции рефрижераторным и универсальным контейнерами. Так как считаем, что перевозка рефконтейнерами – один из оптимальных способов транспортировки рыбы для лучшего сохранения ее качества.
Вместе с тем для повышения рентабельности перевозки необходимо создание специализированных распределительных логистических центров. Определено несколько площадок для центров по перевалке и хранению рыбы на базе существующих рыбных терминалов в морских портах, а также планируется создание «рыбных» хабов в центральной части России.
Параллельно прорабатывается альтернативный способ доставки – по Северному морскому пути. По нашим подсчетам, при морской доставке рыбы и рыбопродукции возникает существенная экономия на хранении и погрузочно-разгрузочных операциях. Этот путь позволяет избежать простоя судов при разгрузке в портах Дальнего Востока России, вызванного нехваткой холодильников, и сохранить качество рыбной продукции из-за отсутствия риска дефростации при перегрузках, а также неоднократных проверок по ветконтролю. С точки зрения обеспечения успешной транзитной проводки транспортных рефрижераторов с мороженой рыбой наиболее благоприятным периодом проводки является период летне-осенней навигации – с июля по октябрь.
По мнению ОАО «Росатом», наиболее эффективным может стать выполнение транспортными рефрижераторами круговых транзитных рейсов в акватории Северного пути с востока на запад с мороженой рыбной продукцией и обратно на восток – с попутным грузом судами с валовой вместимостью не менее 10 тыс. тонн, что существенно снижает долю ледокольной составляющей в стоимости рыбной продукции. Сейчас мы просчитываем экономику доставки с заинтересованными предприятиями.
– Во Владимирской области строится сухой порт. Что это за проект и насколько он затратный?
– Этот проект реализуется частными инвесторами при поддержке администрации Владимирской области. Стоимость проекта оценивается примерно в 5 млрд руб. Планируется, что в «сухой» порт будет доставляться рыба с Дальнего Востока, это будет распределительная площадка для регионов Центральной части России. На этой площадке будет происходить хранение, переработка и дальнейшая реализация для оптовых покупателей – торговых сетей и другой розницы. Задача проекта – обеспечить рост поставок дальневосточной рыбы в европейскую часть России до уровня не менее 1 млн тонн в год. Эксперты говорят, что при правильной реализации проект поможет снизить цены на рыбу.
Источник: журнал «Продовольственная безопасность»