Переходим к новой идеологии промысла в Северной Пацифике
В этом году в список регионов Мирового океана, промысел в которых регулируется международными рыбохозяйственными организациями, вошли открытые воды северной части Тихого океана. Уже осенью Россия приняла участие в завершающих мероприятиях по созданию Комиссии по рыболовству в Северной Пацифике, стартовавших в 2006 году. Подробнее о них Fishnews рассказал заместитель директора Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра, вице-председатель новой комиссии Алексей Байталюк.
– Алексей Анатольевич, в начале сентября в Токио прошла 7-я сессия подготовительной конференции по учреждению Комиссии по рыболовству в Северной Пацифике, а затем – первое заседание Комиссии. Каков основной итог этой встречи?
– Процесс создания новой организации шел девять лет и был непростым. Но сейчас уже можно четко сказать, какие функции и какая ответственность возлагается на Комиссию. Во-первых, это контроль и управление промыслом пелагических объектов в конвенционном районе – сайры, скумбрии и кальмара Бартрама. На ближайшую перспективу необходимо провести оценку запасов – процесс должен быть завершен до 2017 года, с привлечением наилучших доступных научных данных. До этого момента действуют временные ограничения. Так, ни одна страна, присоединившаяся к Конвенции, не должна резко увеличивать количество судов, имеющих разрешение на промысел сайры в открытых водах.
Во-вторых, это донные виды – кабан-рыба, берикс, те объекты, которые несколько десятилетий назад играли значимую роль в вылове дальневосточных рыбаков в открытых водах. Здесь оценка запасов практически завершена, а пока действуют временные, в том числе добровольные, ограничения, которые направлены на сохранение ресурсов и защиту уязвимых морских экосистем.
В рамках прошедших мероприятий были сформированы управляющие органы Комиссии, избран исполнительный секретарь – представитель Республики Корея, председатель Комиссии – представитель Японии, вице-председатель – представитель России. Сформировано представление о составе Научного комитета и Комитета по техническим вопросам и соблюдению.
– А какие страны на сегодняшний день уже ратифицировали Конвенцию?
– В процессе работы над Конвенцией и создания Комиссии участвовали семь сторон: инициаторы процесса – Япония, Россия, Республика Корея; США, Канада – страны, прибрежные по отношению к запасам северо-восточной части Тихого океана; Тайвань и Китай как участники экспедиционного промысла. На сегодняшний день ратифицировали Конвенцию Российская Федерация, Республика Корея, Япония, Канада и Китай. Необходимые мероприятия провел Тайвань. Пока ратификацию не завершили США, хотя процедуру они начали одними из первых. Сейчас еще одна страна хочет подключиться к реализации конвенции – Республика Вануату.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о проходивших в начале сентября мероприятиях.
– Во-первых, состоялось заседание научной группы, которая должна была действовать до вступления в силу Конвенции. На этой встрече обсуждались и те временные меры, которые можно оставить до завершения оценки запасов, и были определены этапы создания этой оценки.
Во-вторых, прошло заседание группы по техническим вопросам и соблюдению с обсуждением форматов необходимого предоставления данных и их обработки, для того чтобы в дальнейшем исключить ведение ННН-промысла и определить алгоритмы установления судов, которые осуществляют незаконный лов.
Третье мероприятие – это 7-я подготовительная конференция, которая подвела итог многолетнему подготовительному процессу. И фактически на первом заседании комиссия приняла в работу решение, которое были подтверждено 7-й подготовительной конференцией.
– Вы сказали, что Конвенцию пока ратифицировали не все стороны. Временных мер должны придерживаться те страны, что уже ратифицировали документ?
– Дело в том, что, когда шел процесс создания организации, все страны подтвердили выполнение временных и добровольных мер, и сейчас не зависит, ратифицировала сторона Конвенцию или нет, она должна придерживаться избранных принципов.
– Очень важно, что приняты решения по сайре – значимому для рыбной отрасли объекту.
– Да, учитывая, что сайра – очень сложный объект, имеющий огромный ареал, невозможно сразу разработать и внедрить меры, которые действительно будут направлены на сохранение ресурса. Однако оставлять бесконтрольным этот промысел, учитывая его интенсификацию в последние годы, было бы неправильным. Поэтому приняли временные меры, направленные на сдерживание промыслового пресса на популяцию. И решено, что очень важно, ускорить создание оценки запасов сайры. Для того чтобы затем разработать и ввести новые, уже постоянные, меры регулирования промысла.
– Ранее вы отмечали, что данных о сайре за пределами исключительной экономической зоны в общем, концентрированном виде не было.
– Да. Так как не было обязанности распространять эти сведения, то, естественно, они официально нигде никому не передавались и данные об объемах, которые добывают другие страны, зачастую не были точны. Сейчас, имея официальную информацию (хотя и к ней могут быть вопросы), мы можем оценить пресс промысла.
Интересный момент: запас сайры формируется тремя генерациями разных сезонов нереста. Это по сути дает страховку от резких колебаний запаса. Но сейчас с интенсификацией промысла в открытых водах может наблюдаться дисбаланс между уровнем численности генераций и промысловым воздействием на каждую из них. Что может негативно сказаться на уровне воспроизводства и объеме пополнения. Конечно, это должно быть учтено при разработке мер управления, для обеспечения сохранения запаса, возможно, нужно перейти от эксплуатации одной генерации к использованию трех смежных.
– Когда запланированы следующие встречи в рамках реализации конвенции?
– Весной состоится встреча малой научной группы по сайре, где как раз будут обсуждаться основы документа по оценке запасов. Несмотря на то что прошло совсем немного времени, работа уже ведется.
Будет также встреча комитета по техническим вопросам и соблюдению: хотелось бы очень серьезно рассмотреть ситуацию с представлением данных, в том числе странами экспедиционного промысла, – эта информация требует пояснения, что мы отмечали и на подготовительной конференции, и заседании Комиссии.
Летом пройдет заседание научного комитета и комитета по контролю. Это будет как раз в преддверии второго заседания Комиссии, на которое мы планируем выйти уже с промежуточными проектами оценок запасов по основным видам. Планируется также обсудить пятилетние планы исследований. То есть следующий год будет очень насыщенный – и по встречам, и значимости принимаемых решений.
– Вы упомянули исследования – каким образом это все будет? Предполагается общий план, который будет включать работы разных стран?
– Каждая страна будет осуществлять работы в рамках своих национальных программ, но предполагается общее развитие научных подходов в рамках Конвенции.
Безусловно, главными остаются национальные планы исследований, будут ли в дальнейшем какие-либо совместные работы, финансируемые через Комиссию или через другие фонды, – это вопрос времени, здесь еще очень много неясного.
Хотя конечно, имея флот и опыт работы в открытых водах, ТИНРО-Центр готов осуществлять исследования – и самостоятельно, и совместно. Самостоятельно, безусловно, в рамках бюджетного финансирования, совместно – по разным программам.
Отмечу, что сейчас только две страны ведут исследования в открытых водах на специализированных научных судах. Это Япония, которая с 2000 года ежегодно выполняет пелагические съемки. И выполняет специализированные, подчеркну, исследования Россия – может быть, не в том объеме, в котором хотелось бы вести, но в открытых водах мы получаем материал, поэтому к разработке оценки запасов удалось подойти подготовленными.
– Учреждение новой международной организации в сфере рыбного хозяйства – это, несомненно, историческое событие в плане организации промысла.
– Да, на 2006 год оставалось всего два крупных района, не охваченных международными рыбохозяйственными организациями, – это открытые воды в южной и северной частях Тихого океана. Конвенция по Южной Пацифике появилась раньше – Россия также является участницей этого соглашения. Сейчас вступила в силу и Конвенция о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана. Это, конечно, исторический факт: меняется подход к ведению промысла в открытых водах. Мы переходим к принципу согласованности действий, то есть странам нужно учитывать требования Конвенции, вести цивилизованный промысел, основанный на научных данных и учитывающий необходимость сохранения запасов и интересы стран, прибрежных по отношению к запасам.
Источник: Fishnews, Маргарита Крючкова