ВЦИОМ: 78% капитанов считают, что большая часть судов нуждается в замене

ВЦИОМ: 78% капитанов считают, что большая часть судов нуждается в замене

В рамках мероприятия Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил свой экспертный доклад, по результатам которого большинство капитанов рыболовного флота выражают устойчивый запрос на обновление судов

Москва, 13 октября 2015 г. – В Москве в пресс-центре информационного агентства ТАСС состоялся круглый стол, посвященный состоянию и перспективам развития рыбного флота России. В рамках мероприятия Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, дающие текущую оценку положению дел в данной подотрасли.

В ходе исследования были изучены мнения всех ключевых заинтересованных групп: капитанов, представителей рыбопромышленного бизнеса, судостроителей и госчиновников.  Исследование выявило, что в целом российский рыболовный флот воспринимается как технологически отсталый. Все целевые группы ожидают комбинированных действий бизнеса и государства по стимулированию его развития.

DSC 7108При этом позиции капитанов, несущих основную ответственность за состояние судов, распределились следующим образом: 2% от числа опрошенных считают техническое состояние своего судна отличным, 13% хорошим, 49% средним, 28% плохим и 8% очень плохим.

В связанных с рыбным бизнесом целевых группах существует устойчивый запрос на пополнение флота новыми судами. 78% капитанов считают, что большая часть судов российского рыболовного флота устарела и нуждается в замене. Половина капитанов (51%) также полагает, что новые суда позволяют формировать более профессиональные команды моряков. Всего 86% рыбопромысловых судов в Дальневосточном бассейне и 80% в Северном бассейне находятся в эксплуатации 20 и более лет.

От Федерального агентства по рыболовству в круглом столе принял участие заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. Комментируя данные,  представленные ВЦИОМ, он отметил, что проведенные исследования действительно отражают существующую ситуацию. Для решения вопроса обновления рыбопромыслового флота, Росрыболовство разрабатывает меру господдержки, направленную на стимулирование строительства новых судов, которая представляет собой специальный вид квоты добычи водных биоресурсов. Предполагается, что субсидия в виде квоты будет выделяться при сдаче нового судна в эксплуатацию, что позволит обеспечить эффективность и прозрачность механизма субсидирования.

Как отметил заместитель руководителя Росрыболовства, в сложившейся ситуации есть преимущества – со стороны государства появляется возможность помочь рыбакам обновить флот. «Одна из ключевых задач российского рыбохозяйственного комплекса  – рост экономической эффективности и повышение добавленной стоимости производства. Мы можем ее решить только за счет обновления флота и развития логистики. Это основополагающие факторы для решения общей задачи. Если мы не начнем строить сейчас, то никакие цели не будут достигнуты. Поэтому нам нужны стимулы на государственном уровне для того, чтобы начать строить рыбопромысловые суда», – добавил Петр Савчук.

В круглом столе приняли  участие представители Минвостокразвития, Российского морского регистра, рыбопромысловых и судостроительных компаний и средств массовой информации. Комментируя доклад ВЦИОМ, они озвучили следующие позиции:

Константин Пальников –  генеральный директор ФАУ «Российский морской регистр судоходства»:
«Стоит учитывать, что чем старше судно, тем больше судовладельцу нужно вкладывать средств в его ремонт, чтобы оно проходило надзор. Новое судно проще поддерживать в надлежащем техническом состоянии, и это будет играть решающую роль в замене флота. Мы готовы осуществлять надзор и классификацию над строительством новых судов, как на российских, так и на зарубежных верфях. Стоимость работ в России ниже, и это станет важным фактором для судовладельцев».

Александр Крутиков – заместитель начальника отдела Минвостокразвития:
«Флот – производственная основа рыбной отрасли и основа эффективности использования ресурсов. В текущем состоянии он не может обеспечить эффективного использования ресурсов Дальнего Востока. Мы теряем преимущество и деньги. Для обновления флота нужны стимулы со стороны государства. 8 лет назад рыбаки просто пообещали построить флот, но ничего не произошло».

Александр Ефремов – управляющий группой компаний «Доброфлот»:
«Пик советского судостроения пришелся на 1982 – 1987 годы. Предыдущее поколение судов, суда старше 1980 года уже сняты с эксплуатации. Это означает, что грядет пик выбытия судов. Если ничего не делать, мы можем остаться без флота».

Дмитрий Пряхин – директор департамента маркетинга и продаж ОСК:
«Хотелось бы развеять миф о том, что российские верфи не способны строить суда. Мы способны ответить на вызов рынка. Мы готовы заложить суда и приступить к строительству». 

Илья Власенко – директор по корпоративным коммуникациям Русской рыбопромышленной компании:
«В пятницу РРПК и Объединенная судостроительная компания подписали меморандум о строительстве новых судов. Но постройка нового судна стоит 60 млн долларов – это слишком много для любого инвестора. Если государством будет внедрен пакет поддержки, срок окупаемости судна сократится в два раза».

Сергей Гудков – исполнительный директор Рыбного союза:
«Мы, рыбопереработчики, целиком и полностью зависим от того, как насыщается сырьем наш внутренний рынок. Для качества продукции лучше всего, если рыбу перерабатывают прямо на судне. Это возможно только на современных судах. Чтобы стимулировать строительство современного флота нужно давать не деньги, а создавать стимулы. Природные ресурсы – это государственные ресурсы. Преимущество доступа к ресурсам должны иметь компании, которые развивают отрасль и соответствуют трем критериям: полнота освоения ресурсов; переработка на территории страны; доля продукции, выловленной отечественными судами».

Справочно:

Исследование  ВЦИОМ проведено в сентябре-октябре 2015 года. Проанкетировано 60 капитанов крупнотоннажных рыболовных судов, проведено 16 экспертных интервью.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 26 900 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: январь – октябрь 2015. 

Фото: Пресс-служба Росрыболовства

DSC 6881

DSC 6940

DSC 7116