Квоты господдержки – как стимул развития
Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в интервью ИА «EastRussia» поделился мнением о перспективах развития отечественного рыбохозяйственного комплекса
— Илья Васильевич, участники Всероссийского координационного совещания руководителей предприятий и ассоциаций рыбной отрасли просили Владимира Путина не допустить введения новых видов квот, разрушающих «исторический принцип» распределения квот на вылов. После всех предварительных совещаний и круглых столов, Вы представили позицию Росрыболовства на заседании профильного Президиума Госсовета, отличающуюся в некоторых моментах от позиции ряда представителей рыбацкого сообщества. Что именно вызывает разногласие и можно ли его разрешить?
Во-первых, речь не идет об отказе от «исторического» принципа. Наоборот, мы хотим его сохранить и увеличить сроки закрепления долей квот за пользователями. Основные нововведения касаются повышения порога освоения долей квот с 50% до 70%. При этом, чтобы устранить квотных рантье, не менее 70% объема полученной квоты должны будут осваиваться на собственных рыбопромысловых судах или на судах, приобретенных по договору лизинга. Кроме того, предполагается создание единого промыслового пространства, в рамках единой квоты рыбаки сами будут выбирать осуществлять прибрежное или промышленное рыболовство. Прибрежное рыболовство подразумевает обязательную доставку улова на берег для переработки, вместе с этими обязательствами рыбаки получают увеличение квоты. И еще одно важное предложение — субсидирование части затрат рыбодобытчиков при строительстве судов на отечественных судоверфях путем выделения определенной части квот.
Во-вторых, непримиримого противоречия с рыбаками у нас нет. При разработке законопроекта мы учитывали интересы государства, потребителей, рыбаков, и при этом обсуждали все предложения с профессиональным сообществом. Понятно, что интересы отдельных бизнес-структур не всегда совпадают с интересами отрасли в целом. Но напомню, что водные биоресурсы — национальное достояние России. Перед нами стоят государственные задачи по обеспечению продовольственной безопасности, насыщения рынка качественной и доступной русской рыбой, для этого нужно развивать переработку, повышать эффективность рыбодобывающего флота, модернизировать всю инфраструктуру. У рыбной отрасли огромный потенциал, и его нужно реализовывать.
Вместе с тем хочу подчеркнуть, что диалог не закрыт, и при внедрении каких-то изменений мы руководствуемся в первую очередь принципом «не навредить».
– Дальневосточный бассейн является ключевым с точки зрения уловов. Рыбаки Дальнего Востока обеспечивают до 80% общероссийского вылова, добывая ежегодно свыше 3 млн. тонн водных биоресурсов. Ученые отраслевых институтов уверены, что уже в ближайшей перспективе эта цифра может значительно вырасти. За счет чего и будет ли увеличен общий объем ресурсов, предполагаемый под квотируемое распределение?
Дальневосточный вылов все же меньше — около 70% от общего объема добычи. Основу вылова составляет минтай. Если приводить свежие статистические данные, то из 2,3 млн тонн, выловленных в Дальневосточном бассейне, на минтай приходится более 1,4 млн. тонн. Среди основных промысловых объектов Дальнего Востока сельдь, сайра, кальмары и камбалы. Вместе с тем ученые говорят о недоиспользованном потенциале Дальневосточного бассейна — одного из самых богатых промысловых районов в Мировом океане. Мы можем увеличить вылов до 5 млн тонн только за счет освоения водных биоресурсов в этом районе. Отраслевая наука говорит о трех источниках, за счет которых можно этом сделать. Во-первых, это повышение именно уровня освоения выделенных квот, на это в том числе и нацелены изменения в закон о рыболовстве, о котором я говорил выше. Во второй группе — труднодоступные для промысла объекты — донные водные биоресурсы и глубоководные, в том числе крабы. Сюда же можно отнести ресурсы Арктики. Кроме того, ученые прогнозируют восстановление запасов сардины иваси и скумбрии, в связи с чем дают рекомендации по возобновлению их промысла. Введение этих объектов может дать до 1 млн тонн прироста. Но, к сожалению, после прекращения промысла в 1990-е годы, распалась вся сопутствующая инфраструктура — специализированные флот с перерабатывающими базами, технологии также забыты. Сейчас мы обсуждаем с рыбаками и наукой шаги по возобновлению промысла и производству продукции.
– Квоты государственной поддержки планируется использовать для судостроения, развития береговой переработки, для инфраструктурных проектов, но при этом не планируется дать часть этих квот для ТОРов. Почему? Ведь, ряд ТОРов было бы создано под переработку биоресурсов и эта отрасль чрезвычайно важна на Дальнем Востоке, а без квот ждать в такие ТОРы инвестиционного притока довольно сложно.
Здесь нет никаких противоречий. Квоты господдержки мы хотим использовать как стимул для развития рыбохозяйственного комплекса в целом, это уровень федеральной поддержки. Создание ТОР — тоже технология стимулирования, но другая. Подчеркну, что резиденты ТОРов также смогут пользоваться государственной субсидией в виде квоты на вылов. Вместе с тем, при необходимости можно рассмотреть и дополнительные меры поддержки в рамках ТОР.
– Какова, на Ваш взгляд, должна быть роль Росрыболовства в технической модернизации отрасли?
Роль государства — создавать стимулы, оказывать поддержку. Развитием материально-технической базы должен заниматься бизнес для повышения своей же эффективности, конкурентоспособности. Можно сказать, что на это и нацелен законопроект. Обновляешь флот — получи дополнительную квоту, загружаешь береговую переработку — получи дополнительную квоту. Возможность воспользоваться предложенной господдержкой будет у всех предприятий, которые заинтересованы в строительстве современных судов на российских верфях и доставкой рыбы на берег.
Кроме того, разработанный законопроект предполагает закрепления за рыбопромышленниками доли на длительный период, что позволит обеспечить стабильность и долгосрочный горизонт планирования для инвестиций в развитие.
– Многие экспортеры пришли со своей продукцией к российскому потребителю. Но, цены растут. Недавно многие СМИ сообщили о повышении цены красной икры до 3000 за кг. В чем, на Ваш взгляд, причины постоянно растущих конечных цен для обычного потребителя и можно ли как-то повлиять на этот рост?
В связи с тем, что российская рыбная отрасль экспортоориентирована, цены на внутреннем рынке росли вслед за курсом доллара. И хотя сегодня на внутренний рынок идет больше объемов, чем до введения нашей страной контрсанкций, перед рыбаками всегда есть выбор — везти туда, где можно продать дороже или проявлять социальную ответственность и отправлять внутрь страны. В пользу первого варианта, к сожалению, они склоняются часто еще по причине отсутствия в наших дальневосточных рыбных портах необходимой им инфраструктуры — ремонта, обслуживания, достаточных современных холодильных мощностей и так далее. Поэтому необходимо создать конкурентоспособные условия в российских портах, мы разрабатываем такой механизм взаимодействия с владельцами портов, арендующих причальные стенки у государства, который бы предполагал инвестирование в развитие этих территорий.
Возвращаясь к стоимости рыбы, могу сказать, что сейчас ситуация стабилизировалась, уже есть примеры понижающейся динамики цен на рыбу. Что касается вашего вопроса про красную икру, то повышение цены может отмечаться на Сахалине в связи с не очень успешной лососевой путиной. Но на Камчатке вылов лососевых превысил показатель 2013 года на 42%, в Хабаровском крае добыто на 66% больше аналогичного показателя позапрошлого года, в Магаданской области — на 40% больше. Крупные поставщики говорят, что уже закупили для предновогоднего и новогоднего периода, когда спрос традиционно растет в разы, необходимые объемы продукции.
– Недавно Вы сообщили, что Росрыболовство разработало законопроект по маркировке черной икры по аналогии с существующей системой отслеживаемости продукции в алкогольной отрасли (ЕГАИС). По сути, это некая акцизная марка, которая что-то стоит и, безусловно, увеличит стоимость готовой продукции. Будет ли это касаться еще какой-то продукции, кроме черной икры, например, красной? И, нет ли таких способов контроля за легальностью производства продукции, которые не будут приводить к ее удорожанию?
Этот законопроект предполагает обязательную маркировку продукции из особо ценных и ценных видов водных биоресурсов и оборот на территории Российской Федерации и требования предоставлять информацию о маркировке в единую государственную автоматизированную информационную систему учета рыбной и иной продукции из водных биоресурсов — по аналогии с ЕГАИС. Она поможет сделать рынок прозрачным, легальным, перекроет доступ в оборот браконьерской икры, что сделает экономически нецелесообразным сам незаконный вылов этих ценных видов рыб. Эксперты прогнозируют, что подобные системы будут постепенно приходить и в другие отрасли промышленности, где есть сырьевое звено.
Подорожания икры в связи с внедрением системы не ожидается, доля затрат на маркировку в ее себестоимости будет незначительная, черная икра и так дорогой продукт. Вместе с тем, сейчас развивается товарное осетроводство, в том числе производство аквакультурной черной икры, что в перспективе сделает этот товар более доступным. В 2014 году производство икры осетровых рыб в Российской Федерации, по данным Росстата, увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 2,7% и составило более 30 тонн, первом полугодии 2015 года — на 12%, до 25 тонн.
Источник: ИА «EastRussia»