Самым крупным дивизионом кластера станет производственный комплекс в Приморье, имеющий прямой выход на Транссиб
Росрыболовство представило во Владивостоке концепцию создания рыбного кластера на Дальнем Востоке. Реализация проекта только на начальном этапе – к 2018 году – позволит дополнительно выпускать 100 тыс. т рыбной продукции ежегодно.
Как сообщила пресс-служба Федерального агентства по рыболовству, в феврале 2016 года планируется начать консультации с дальневосточными регионами, в которых появятся новые производственные объекты, с последующим подписанием соглашений о взаимодействии при создании рыбного кластера. Одновременно с этим будет проводиться работа по привлечению инвесторов.
По предварительным расчетам Росрыболовства, проект обеспечит приток частных инвестиций в объеме 17 млрд руб. Ежегодный вклад в ВВП составит 4 млрд руб., налоговые поступления – 1,6 млрд руб. Будет открыто 1300 рабочих мест.
По словам заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука, в Дальневосточном федеральном округе сформируются четыре основных кластера – Камчатский, Сахалинский, Курильский и Приморский. В частности, Камчатка рассматривается как бассейновая база флота и судоремонта. Что касается рыбоперерабатывающих мощностей, то акцент будет сделан на лососевые породы и прочие объекты промысла, доставляемые в охлажденном виде. При этом Петропавловск-Камчатский выступит как один из основных пунктов перевалки и хранения рыбопродукции на северо-востоке РФ, которая будет доставляться потребителям, в том числе Северным морским путем.
Стоит сказать, правительство России в прошлом году приняло решение о выделении средств на реконструкцию терминала в Петропавловском порту, обслуживающего суда рыбопромыслового флота. Большинство причалов там имеет высокую степень износа, некоторые из них запрещено эксплуатировать. Проведение восстановительных работ на этих сооружениях ранее оценивалось приблизительно в 4,5 млрд руб.
Сахалин, согласно концепции кластера, также рассматривается как центр добычи и переработки лососевых, включая выпуск филе. Отдельный комплекс производств запланирован на Курилах. Главным образом, там будут перерабатывать сардины-иваси и скумбрию. Их запасы за последнее время заметно выросли: как рассказал заместитель директора Тихоокеанского института рыбного хозяйства (ТИНРО-Центра) Алексей Байталюк, освоение этих биоресурсов уже в близкой перспективе позволит увеличить вылов на Дальнем Востоке на 150-200 тыс. т в год.
Масштабная переработка морепродуктов запланирована в Приморье. В крае предполагается построить крупнейший на Дальнем Востоке холодильно-складской комплекс емкостью единовременного хранения до 50 тыс. т. Появится мощный завод по производству филе минтая, способный выпускать 65 тыс. т готового продукта. На эту рыбу приходится около 60% вылова в Дальневосточном бассейне. В настоящее время минтай-сырец в большинстве своем уходит в порты азиатских стран, прежде всего КНР, где в дальнейшем перерабатывается. При успешной реализации проекта, прогнозируют специалисты, к 2020 году планируется обрабатывать около 200 тыс. т сырья. Это позволит перенаправить на переработку в Россию около 30% экспортируемого сейчас в Китай минтая-сырца.
В Приморье также предполагается построить завод замороженных полуфабрикатов мощностью 36 тыс. т. Кроме того, намечено строительство многоцелевого перерабатывающего комплекса. Помимо рыбы, он может стать площадкой для переработки локальной продукции небольших предприятий разведению морских водорослей, моллюсков, ракообразных и других ценных морепродуктов.
В рамках кластера также задумано открытие инновационного парка на острове Русский, который объединит научный потенциал Дальнего Востока в сфере морских биотехнологий. Как пояснили в Росрыболовстве, столь весомая роль Приморского края в проекте рыбного кластера отводится благодаря тому, что в регионе развита отраслевая наука и социальная инфраструктура, внедряется режим Свободного порта и территорий опережающего развития, плюс Приморье имеет границу с рядом азиатских стран.
Немаловажна и связка Приморья с Транссибом. В 2015 году со станций Дальневосточной железной дороги (филиал ОАО «РЖД») было отправлено 652,8 тыс. т тихоокеанских морепродуктов, в том числе, в вагонах-термосах и рефсекциях – 346,9 тыс. т, в рефконтейнерах – около 306 тыс. т. Основную погрузку рыбы на магистрали как раз формируют приморские отправители.
Как свидетельствуют в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ТЦФТО), в настоящее время продолжает набирать популярность услуга по формированию и отправке ускоренных рефрижераторных составов (так называемых «холодных» поездов). С их помощью грузоотправители могут доставить тихоокеанскую рыбу в максимально сжатые сроки, не потеряв качественные характеристики продукции. В прошлом году были сформированы 98 таких составов. В них отправлено 198,4 тыс. т рыбной продукции, что на 19% выше показателя 2014 года.
Тем не менее, отмечают в ТЦФТО, для более рациональной организации погрузки морепродуктов клиентуре нужно объединяться. Например, на главной рыбопогрузочной станции Владивостока Мыс Чуркин, с которой работает множество юридических лиц, железнодорожники предлагают укрупнить контрагентов, осуществляющих отправку рыбной продукции. Это позволит увеличить объем перевозок рыбы почти на треть. А экономический эффект сможет составить порядка 300 млн руб.
Источник: Gudok.ru