Какой именно флот необходим рыбакам-прибрежникам Сахалинской области для эффективной работы на промысле? Мнение самих рыбопромышленников постарались выяснить специалисты-судостроители и финансисты, привлеченные к реализации сахалинских проектов по повышению доступности российской рыбы для россиян.
Потребность Дальнего Востока в судах средне- и малотоннажного флота для освоения прогнозируемых ресурсов (в первую очередь сардины-иваси), а также ныне недоосваиваемых объектов «прибрежки» оценивается экспертами в 60 единиц. Тема обсуждалась на встрече с представителями рыбацкого бизнеса, состоявшейся в правительстве Сахалинской области. Как рассказал вице-президент по инфраструктурным проектам Консорциума оборонно-промышленных предприятий Виктор Щепкин, предполагается строительство 15-20 судов с длиной корпуса до 60 метров и 35-40 единиц с корпусом 30 метров. Речь идет именно о прибрежном флоте, который работает на берег, подчеркнул он.
«Под это государство планирует выделять дополнительные квоты и давать различные преференции. Эти суда будут строиться для рыбаков и передаваться в лизинг на долгий срок», – добавил Виктор Щепкин. Появление нового, современного флота должно простимулировать освоение в первую очередь тех объектов, которым сегодня уделяется недостаточно внимания. Но без понимания того, что именно нужно самим рыбакам, теряется смысл всего проекта, пояснил представитель консорциума.
Именно для этого специалисты ОСК, представители объединения российских компаний, которые заинтересованы в импортозамещении во всех ключевых отраслях, а также ведущие финансисты прибыли с визитом на Сахалин. Строительство современных судов, оснащенных новейшим оборудованием для вылова и доставки рыбы на береговую переработку, запланировано здесь в рамках комплексных проектов, которые сегодня прорабатываются правительством Сахалинской области совместно со Сбербанком.
Добро пожаловать на верфь
По словам Виктора Щепкина, верфи Объединенной судостроительной корпорации сегодня действительно загружены военными заказами, но и направление гражданского судостроения для ОСК не менее важно. Тем более что приоритеты расставлены на самом высоком уровне, а значит, их выполнение становится общей задачей.
«Надо сделать так, чтобы рыбакам не только было выгодно заказывать суда у нас, в России, но чтобы и по всем характеристикам построенный флот максимально отвечал требованиям заказчика», – отметил представитель консорциума.
При этом никто не отрицает, что общее состояние судостроительной отрасли на сегодняшний день далеко от идеала, но инфраструктурные вопросы слишком глубоки, чтобы искать их решение на уровне бизнеса, – это сфера государства, согласились участники встречи. В то же время и сегодня есть заводы, в том числе на Дальнем Востоке, которые готовы браться за реальные заказы и выполнять их в объективные сроки. Особенно если речь идет о серийном строительстве – это наиболее выгодный вариант для верфей, даже если суда будут с разным насыщением, ориентированные на различные виды промысла, отметил главный эксперт департамента гражданского судостроения АО «ОСК» Юрий Москвин.
Как сообщает корреспондент Fishnews, в ходе обсуждения технических моментов представители отраслевого бизнеса пришли к выводу, что для современного среднетоннажного судна, на котором рыбаки Сахалинской области могли бы показывать максимальную эффективность на прибрежном промысле, важно учесть ряд моментов. Прежде всего, такое судно должно иметь возможность работать как с кошельковым неводом, так и на трале, чтобы без потерь переходить с одного промыслового объекта на другой. Оно должно иметь эффективную, но экономичную силовую установку. Уловы на таком судне должны доставляться на берег в охлажденном или мороженом виде без потери качества сырья. Кроме того, такое судно должно отвечать требованиям по скорости траления, высоте палубы и другим важным для промысловиков критериям.
Представители судостроительной корпорации, в свою очередь, предложили рыбакам взглянуть на уже разработанные инженерами чертежи и техзадания рыболовных судов и дополнить их своими предложениями и пожеланиями. Такая обратная связь поможет конструкторам в работе над проектом, который будет иметь необходимый спрос.
Лизинг в помощь
Обсудили участники встречи и экономическую сторону вопроса, которая, по словам экспертов рынка, постепенно также начинает выстраиваться под отечественный судострой.
На настоящий момент многие рыбаки, которые приобретали суда под кредиты в иностранных банках, оказались в валютной ловушке. «У вас получился некий перекос в деятельности: если вы реализуете всю продукцию на территории Российской Федерации, то и выручку получаете рублевую. Соответственно, у вас идет девальвация рубля, вы терпите убытки», – обрисовал проблемную ситуацию вице-президент департамента по работе с крупнейшими клиентами АО «Сбербанк Лизинг» Максим Липатов.
Но если до сих пор «в объятия» иностранных банков заемщиков зачастую толкало недоверие отечественных кредитных организаций, то в настоящее время ситуация меняется, отметил он. «Да, нужно время для настройки. Но в нашем случае уже обсуждается вариант поручительства ОСК, в частности, если речь идет о крупных проектах. В этом случае риск вовсе нивелируется», – рассказал Максим Липатов.
Кроме того, рыбаков проинформировали о продлении действия программы предоставления субсидий организациям рыбохозяйственного комплекса на возмещение части затрат по уплате процентов по банковским кредитам на закупку гражданских судов и лизинговых платежей до конца 2016 г. Неожиданностью для участников встречи стала и новость о существующей возможности включения судов рыбопромыслового флота в Российский международный реестр. «В этом заключается еще одна наша задача сегодня – донести до рыбаков информацию обо всех дополнительных правах и возможностях», – подчеркнул вице-президент Консорциума оборонно-промышленных предприятий Виктор Щепкин.
«Сегодня у нас вводятся новые объекты промысла, наука активно готовит отрасль к подходу иваси. Ставится задача эффективнее осваивать и имеющиеся объекты, которые не интересуют рыбаков из-за своей низкой рентабельности. Очевидно, что для решения всех этих задач потребуется строительство современных специализированных судов. И в этом случае без финансовой схемы в виде лизинга малому и среднему бизнесу не обойтись», – отметил заместитель председателя правительства области Игорь Быстров.
Чтобы понять объемы необходимого финансирования, оценить реальные условия, в которых будут осуществляться сделки, учесть все риски и предложить рабочие варианты их преодоления, было решено провести расчеты и в теории, и на практике – на примере отдельно взятого сахалинского рыбацкого предприятия.
А для составления более полной картины о положении дел в отрасли и базовых условиях для создания Сахалинского рыбоперерабатывающего кластера члены делегации посетили основные порты области, которые сегодня принимают рыбные грузы, – в Корсакове и Невельске.
Источник: Fishnews