Новые американские ограничения стимулируют развитие страны
Президент США Барак Обама продлил санкции против России еще на год. Таким образом, налаживать отношения с нашей страной придется уже новой администрации Белого дома. Ожидается, что так же в ближайшее время поступят и европейцы, хотя в ЕС и нет единства на эту тему. Российские политики восприняли произошедшее как должное, выразив дежурное сожаление. Между тем режим санкций благотворно сказывается на российской экономике, стимулируя внутреннее производство. Политических целей санкции Запада также не достигли. Вместо дополнительной критики в адрес властей социологи констатируют рост поддержки со стороны населения. Так, число россиян, готовых проголосовать за Путина на посту президента, достигло максимума за последние четыре года.
Известие о продлении санкций американским президентом пришло в ночь на 3 марта. Барак Обама продлил действие указа 13660, ссылаясь на то, что действия России «продолжают представлять необычную и чрезвычайную угрозу интересам национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов». Изначально среди причин вводимых ограничений называлось воссоединение Крыма с Россией и препятствие демократическим процессам на Украине. Впоследствии действие санкций расширялось, в том числе из-за событий на Донбассе. Они касались как частных лиц, которым был запрещен въезд в США, а активы арестованы, так и компаний. Наиболее чувствительным для последних стал запрет на доступ к дешевым кредитным ресурсам.
Говоря о причинах для возможного снятия санкций, Белый дом неоднократно называл в качестве таковых полное выполнение Минских соглашений. Признавая, что Москва настроена на дипломатическое решение проблемы, Госдепартамент не уставал повторять что Россия недостаточно быстро исполняет свою часть договора, игнорируя его логику. Напомним, пункты документа увязывают шаги на встречу Киеву лишь в том случае, если будут приняты законодательные меры по защите русского населения Юго-Востока Украины, чего до сих пор сделано не было. При желании даже в случае полного выполнения Минска Вашингтон может сохранить санкции, ссылаясь на невозврат Украине Крыма. Подобно тому, как знаменитая поправка Джексона — Вэника, призванная ослабить советский военно-промышленный комплекс, действовала в течение двух десятков лет после краха СССР.
Реакция российских политиков на продление санкций была предсказуемой. В Кремле сожалеют о решении Вашингтона продлить действие антироссийских санкций, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Парламентарии были более категоричны. Коммунист Сергей Обухов обратился в правительство с предложением отказаться от привлечения американских компаний к решению государственных вопросов особой важности. Зампред комитета СФ по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что Америка дает понять, что о стратегическом сотрудничестве между странами не может быть и речи, а договоренность по Сирии — лишь частный случай. Глава же комитета СФ по международным делам Константин Косачев назвал продление санкций «окриком из Вашингтона», адресованным европейцам.
В середине марта Евросоюзу предстоит решить вопрос о продлении своей части санкций на полгода и год. В отличие от США в Старом Свете нет единодушия в этом вопросе, хотя уже известно, что санкции будут продлены. Об этом узнала из своих источников газета The Wall Street Journal. По ее данным, Евросоюз намерен продлить на полгода в связи с событиями на Украине санкции против 149 россиян и 37 юридических лиц. Ограничительные меры по поводу физических лиц, пишет WSJ, не вызвали разногласий у европейских чиновников. В то время как меры экономического характера, по мнению многих из них, должны быть пересмотрены. Это легко объяснить тем ущербом, который несут европейцы от навязанных из-за океана санкций. Недаром замглавы МИД Мария Захарова указывала, что товарооборот с США у России за последнее время вырос. Убытки несут в первую очередь в ЕС.
Гром не грянет, мужик не перекрестится
Между тем санкции вполне очевидно работают на благо России. Внешние запреты и ограничения служат катализатором полезных внутренних процессов. Экономических и политических. В условиях ограниченного импорта больше шансов для развития получил отечественный производитель. В первую очередь это коснулось производства продуктов питания. Так, по итогам только первого года импортозамещения общее сокращение импорта в России составило 40%, а из стран Европы — более 60%. По данным Минэкономразвития, самой успешной оказалась рыбная отрасль — здесь импорт сократился втрое, затем идут мясные изделия — до 50% — и молочная продукция — 45%. Дорогостоящие иностранные продукты, пармезан и хамон, заменили русской едой попроще. Не всем это может пришлось по вкусу, но лиха беда начало.
В промышленности происходят те же процессы, но, к сожалению, гораздо медленнее. Слишком высока зависимость от иностранцев. Шутка ли, на конец 2014 года, когда санкции начали оказывать свое воздействие, в половине отраслей, по признанию министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, импорт составляет свыше 50% от общего объема продаж. Например, в тяжелом машиностроении — от 70 до 80%, в фармацевтике — 80–90, в авиации на борта зарубежного производства пришлось 95% всех перевозок. Для того чтобы преодолеть такое катастрофическое положение дел, необходим целый комплекс мер, включая дешевые кредиты и, конечно, время. Импорт, как наркотик, лишил российскую промышленность собственной силы. Теперь придется начинать все заново, но когда-то надо же было начинать.
Есть ли негативные последствия от западных ограничений? Да, есть. Но они скорее локальны, относятся к совсем узким группам населения. Например, к валютным ипотечникам. Падение курса рубля поставило их в действительно трудное положение. Ожидание выгоды обернулось колоссальными долгами, которые не все в силах потянуть. В результате мы видим, как толпы разъяренных граждан штурмуют отделения банков и офисы «Единой России», тщетно пытаясь выбить себе преференции. А жалобы дам в норковых шубах и их предложение вернуть Крым Украине, дабы вымолить себе прощение у Запада и добиться снятия санкций, вызывают у людей понятное отторжение, если не ненависть. Однако таких по всей России совсем немного. По официальной информации, всего 25 тысяч на всю страну. Так или иначе, государство пойдет им навстречу, однако общий тренд на экономическую самостоятельность должен быть сохранен.
На самом деле в случае с санкциями и реакцией на них страны мы наблюдаем типичную для России ситуацию, описанную известной пословицей «Гром не грянет — мужик не перекрестится». Во все времена страна показывала чудеса собранности, мобилизации в самые отчаянные моменты, находясь под внешним давлением. Так было при избавлении от монгольского ига, в Смуту, во время иностранной интервенции в Гражданскую, под натиском на нацистов в 1941-м. И всегда, собравшись, поняв, что ей никто не поможет, страна побеждала и жила дальше. Санкции — лишь легкая нестрашная разновидность всех этих известных исторических событий. Русские люди это, видимо, чувствуют и отвечают традиционно для себя, сплотившись перед лицом внешней угрозы. И это при том, что, по замыслу организаторов давления, жители России в трудных условиях должны были обратить свой гнев прежде всего на власть. Однако этого не произошло.
Согласно последнему опросу ВЦИОМ, три четверти россиян на ближайших президентских выборах готовы отдать свой голос за Владимира Путина. Это максимальный за последние четыре года показатель. В октябре 2012 года таковых было всего 40%. При этом категорически против нынешнего президента выступают 15% респондентов, напоминающие о пресловутом соотношении 14/86. Причем рост поддержки отмечается во всех основных социально-демографических группах, утверждают во ВЦИОМе. Очевидно, что столь высокий уровень доверия объясняется крымским консенсусом и тем, что общественный запрос большинства россиян на патриотическую и независимую линию поведения в целом выполняется. Если к этому добавятся еще и экономические успехи, вкупе со справедливым распределением национальных богатств, можно будет считать, что санкции, введенные Западом, сыграли свою историческую роль — в очередной раз усилили Россию.
Источник: Русская планета