В амбициозных планах федерального правительства – накормить всех жителей страны доступной по цене рыбой. Первостепенная задача сейчас – обновление флота, а сделать это планируют с помощью господдержки до 2030 года.
Мурманск в этом году стал центром проведения судостроительного форума, на который съехались представители верфей со всей России. Насколько реальны идеи Росрыболовства, узнавали у экспертов журналисты «Арктик-ТВ».
Становится понятно, почему даже в Мурманске на прилавках если и есть свежая рыба, то народной её цену назвать сложно. За последние годы промысловых судов списано вдвое больше, чем приобретено. Чтобы обновить рыболовецкий флот, на заседании Президиума Госсовета в прошлом году было принято решение о выделении 20% квот для распределения среди компаний, готовых вкладывать деньги в развитие технической базы, а главное, делать это на российских верфях.
«В своё время у российских верфей не было особого желания заниматься коммерческими заказами, – отметил Юрий Задворный, генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2». – Но сейчас такое желание у них появилось, это произошло не без помощи правительства России. Это отрадный и положительный факт».
До недавнего времени отечественным рыбодобытчикам было легче и дешевле заказывать суда за рубежом. После новых законодательных инициатив Росрыболовство собрало от рыбаков около 360 заявок на строительство новых рыболовных судов, но придётся ждать лет 15, чтобы реально узнать, как покажет себя новая программа. Не совсем понятно, а что будет и с незаходными судами, которые из-за высоких сборов до сих пор швартуются у иностранных причалов.
«Уже евразийская экономическая комиссия приняла решения о том, что будут обнулены пошлины, – напомнил Илья Шестаков, руководитель Федерального агентства по рыболовству. – А с точки зрения налоговой амнистии было принято решение, что самой налоговой амнистии не будет, но будет рассрочка. Кроме этого, такие суда не смогут ловить рыбу в экономической зоне Российской Федерации».
Раз так, то к родному берегу, скорее всего, они и близко не подойдут. Избежать сборов может помочь опять же местное судостроение. Заводов, готовых делать траулеры, достаточно, но нет отечественной сложной электроники. Можно поставить иностранную, так как гуманная в этом плане концепция импортозамещения допускает до 60% комплектующих закупать за рубежом.
«Мы готовы работать с любыми компаниями, которые поставляют рыбоперерабатывающее оборудование, добывающее оборудование, любые энергетические установки, любых производителей: немецкие, японские, русские, – говорит Виктор Доскин, заместитель генерального директора АО «Судостроительный завод «Вымпел». – Мы готовы учитывать особенности каждого потребителя».
На Выборгском судостроительном заводе уже планируют строить 5 судов. Это заказы из Мурманска и Архангельска. Эти траулеры такого класса станут первыми построенными в России за последние 10 лет. При этом руководители верфи разрушают миф о том, что предприятиям отрасли не под силу создать современное оборудованное судно, вот только проект остается пока норвежским.
«Это современные суда по норвежскому проекту, – поясняет Александр Соловьёв, генеральный директор ПАО «Выборгский судостроительный завод». – Такие суда уже есть. Строились они и работают в Норвегии и в других странах, работают, в том числе, и в Баренцевом море».
В советское время рыболовецкий флот лишь на половину состоял из судов отечественного производства. На плаву его поддерживала хорошо развитая сеть судоремонтных предприятий, многих из которых сейчас уже нет.
«Наши судовладельцы направляют значительные средства на поддержание судов в хорошем техническом состоянии, – отмечает Марина Ковтун, губернатор Мурманской области. – В настоящее время идёт процесс постепенной модернизации флота, но по объективным причинам это делается на зарубежных судостроительных верфях».
В рамках форума подписан ряд соглашений между судоремонтными заводами и промышленниками, правительством Мурманской области и Федеральным агентством по рыболовству, а главное один контракт на постройку судов.
Источник: Арктик-ТВ