Об этой и других мерах по подготовке кадров и для повышения безопасности на промысле шла речь на Международном форуме по судостроению и безопасности мореплавания в Мурманске
Мурманск, 18 марта 2016 года. – Для повышения качества подготовки экипажей судов рыбопромыслового флота к борьбе за спасение судна планируется оснастить образовательные учреждения Росрыболовства современными тренажерными комплексами, имитирующими реальные аварийные ситуации.
Об этой и других мерах, принимаемых Агентством по подготовке кадров и для повышения безопасности на промысле, шла речь в выступлении заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука на панельной сессии «Безопасность плавания судов рыбопромыслового флота от берега до берега», которая прошла в рамках Международного форума по судостроению и безопасности мореплавания 18 марта в Мурманске.
«Когда-то в системе Росрыболовства находились учебно-тренажерные суда, которые были специально оборудованы под проведение тренировок, максимально приближенных к реальным аварийным ситуациям на аварийном судне. Данную практику тренировок необходимо восстановить», – сказал Петр Савчук.
Открывая второй день Форума, Петр Савчук обозначил проблемы и задачи повышения уровня безопасности на промысле. «За последние 10 лет уровень вылова не повышался более чем на 10%, при этом флот устаревает. Анализ потенциала располагаемых мощностей существующего флота говорит о невозможности быстрого наращивания вылова. Не за горами подход массовых скоплений сардины иваси и рыбохозяйственному комплексу нужно быть готовым взять новую высоту – нарастить вылов до 5 млн тонн. В условиях повышенной производственной нагрузки значительно повышается важность соблюдения норм технической безопасности, правил эксплуатации судов в море», – отметил он.
Согласно анализу статистики происшествий на промысле за последние пять лет, отмечается сокращение общего числа аварийных случаев практически на 40%, с другой стороны, стабильно происходили случаи потери крупно- и среднетоннажных судов с гибелью или пропажей без вести двух и более человек.
«В 2015 году мы потеряли крупнотоннажный траулер «Дальний Восток». Комиссия выявила набор ключевых факторов, приведших к неизбежному затоплению судна. Казалось бы, из этой катастрофы судовладельцы должны сделать соответствующие выводы. Однако уже в начале 2016 года судовые донесения позволили выявить несколько судов, имеющих схожие предпосылки для возникновения аварийной ситуации, – предельно малый балласт топлива, чрезмерные для данного типа судна объемы суточного вылова. Очевидно, что рыбаки идут на сознательный риск потери судна ради повышенной коммерческой выгоды», – констатировал Петр Савчук.
Сегодня безопасность мореплавания обеспечивается с помощью электронной системы ГМССБ, передающей через радиосвязь сведения о состоянии судна, включая навигационные и метеорологические предупреждения. Кроме того, за ситуацией на промысле следят два подведомственных Росрыболовству экспедиционных отряда аварийно-спасательных работ на Северном и Дальневосточном бассейне, в составе которых находятся 12 специализированных судна-спасателя.
Вместе с тем, основная ответственность лежит на судовладельцах и капитанах: учитывая значительный физический износ флота, критически важным становится непрерывный контроль технического состояния корпуса, двигателей и других важных с точки зрения судоходности и остойчивости узлов и агрегатов, наличие на борту пригодных к использованию средств спасения, высокая степень готовности экипажа к аварийным ситуациям, корпоративная политика безопасности, система риск-менеджмента, покрывающая основные области возникновения технических, эксплуатационных и организационных рисков, в том числе рисков «человеческого фактора».
Предупреждение аварийной ситуации является очевидным приоритетом. «После перехода к принципам рыночной экономики часть государственной инфраструктуры по подготовке экипажей рыбопромыслового флота перестала существовать. Для восстановления комплексной системной работы в этом направлении потребуются годы, но уже сейчас нужно провести работу над ошибками, – отметил заместитель руководителя Росрыболовства.
Для повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности мореплавания Росрыболовством началась работа по нескольким направлениям. В их числе утверждение полномочий по государственному надзору за торговым мореплаванием и формирование полноценной нормативно-правовой базы в отношении обеспечения безопасности плавания судов, внедрение качественных механизмов и систем контроля в этой области.
Все перечисленные направления, вопросы формирования политики безопасности судовладельцев и другие актуальные темы подробно обсуждены после выступления участников сессии в рамках круглых столов.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства