Пару слов о том, зачем это нужно. Промысел в прибрежной шестимильной зоне в ближайшее время станет более доступным для жителей региона. Причем как для рыболовов-любителей, так и для сотрудников небольших коммерческих компаний. Они получат возможность добывать и продавать водные биологические ресурсы, которые традиционно не осваивают в полной мере крупные рыбопромышленные компании. Лов будет вестись с помощью маломерных судов и лодок длиной не более 24 метров. Мощность двигателя – без ограничений.
Прибавка в 30-40 тысяч тонн
Специалисты подсчитали: сейчас в наших водах прибрежный лов может приносить ежегодно 30-40 тысяч тонн водных биоресурсов. Это любимые всеми треска, навага, камбала, морской окунь, кальмар и многое другое. Правда, сначала планируют убрать целый ряд административных барьеров. Регистрацию участников прибрежного лова предлагается проводить по упрощенной схеме и в кратчайшие сроки. Добычу можно будет вести с помощью разрешенных орудий лова, с применением судов и лодок. Организацией промысла, напомним, займется специально созданная комиссия с участием представителей науки, курирующих территориальных органов, общественности и областной власти.
По мнению главы Росрыболовства Ильи Шестакова, основные моменты, необходимые для начала реализации сахалинской инициативы, можно отрегулировать в рамках действующего законодательства совместно с Пограничной службой ФСБ России и другими заинтересованными ведомствами. Если возникнет необходимость, будут внесены изменения в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
При этом все надеются на прозрачные и понятные условия промысла, упрощенные процедуры захода в порты и выхода из них, соблюдение ветеринарно-санитарных норм, чтобы обеспечить безопасность продукции для потребителей. Более того, руководитель Росрыболовства намерен в дальнейшем обсудить создание рабочей группы в рамках подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока (при профильной правительственной комиссии). В ее компетенции и будут стратегические вопросы прибрежного рыболовства. А оперативным регулированием промысла в шестимильной зоне займется межведомственная комиссия, созданная на Сахалине.
Как видим, после одобрения сахалинской инициативы Владимиром Путиным программа начинает набирать обороты.
Современный, маломерный, промысловый
– Естественно, при освоении шестимильной зоны небольшим коммерческим компаниям, предпринимателям потребуется маломерный промысловый флот, ؘ– говорит Игорь Быстров, зампред правительства области. – Вопрос о создании производства таких судов на Сахалине и прежде поднимался не единожды. Но все упиралось в отсутствие ресурсной базы. Бессмысленно было строить промысловое судно, если для него нет квот на добычу водных биологических ресурсов. Сегодня ситуация в корне меняется. Мы открываем возможности для лова в прибрежной зоне Сахалина и Курил. А для этого как раз и нужны маломерные суда и лодки.
Правительство области заинтересовано, чтобы новое производство по созданию маломерного флота было развернуто именно на территории региона. Это повлечет за собой новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления.
– Представители «Объединенной судостроительной корпорации», побывав на Сахалине, изучили имеющие площадки, – добавил Игорь Быстров. – Наиболее реальные варианты – Невельск и Корсаков. Здесь есть развитая портовая инфраструктура, судоремонтные предприятия, а, следовательно, и кадровый потенциал для организации производства маломерных судов и лодок. В реализации этого проекта мы, возможно, будем сотрудничать с другими дальневосточными регионами, где судостроение уже развито.
Впрочем, это не значит, что не будут рассматриваться и другие конструктивные предложения, представляющие интерес.
Но перед тем, как мы дадим слово специалистам и непосредственно рыбакам, стоит, наверное, присмотреться и к прошлому опыту, вспомнить, как обстояли дела на острове при советской власти. Оговоримся сразу: как такового судостроения у нас не было, хотя при большом желании могли сварить-склепать добротную лодку-судёнышко на целом ряде предприятий. Зато судоремонтом был охвачен почти весь юг Сахалина (незамерзающие порты) и даже, рассказывают старожилы, цех был в Александровске-Сахалинском. А уж какие добротные промплощадки работали на одном только Холмском СРЗ! Сам, бывало, не раз наведывался то по журналистским делам, а то и просто в одну из местных бань попариться (скажу вам, они были знатные – для себя ведь делали и в каждом цехе).
Как исчезли предприятия
А это, помимо плавдока, ремонтно-механический, электроремонтный, такелажный, деревообрабатывающий цеха (всю мебель для судов выпускали), своя электростанция. А еще – ацетиленовая, кислородная, компрессорная станции. Прошу прощения, если что упустил: завод давно прекратил существование.
Такая же незавидная судьба посетила и ремонтный цех канувшей в Лету «жемчужины» – Холмской базы производственно-транспортного флота (ХБПТФ). Не пощадил ветер перемен 90-х и Байковский СРЗ, что на въезде в Чехов с севера (при самом рыбколхозе имени Калинина в тогда еще городе Чехове тоже была своя рембаза).
Конечно, предприятия славились целыми трудовыми династиями и удивительными специалистами. Один из бывших работников, Сергей Николаевич (фамилию просил опустить), вспомнил недавно о токаре, который мог и блоху «подковать», и выточить три идеальных металлических шара: они, по методу матрёшки, входили друг в друга.
– Русаковы, Мальцев и сыновья, к примеру, – вообще замечательные были династии, – вспоминает он. – Потом, еще с японских времен ведь наращивали потенциал, начиная со специалистов, как говорится, высшей пробы и заканчивая отличной техникой, которую потом варварски резали на металлолом и продавали.
Тем не менее, добрая память о многих профессионалах все еще жива и бередит душу.
Теплым словом вспоминают и мастеров мощного Невельского судоремцеха, обслуживавшего знаменитую Базу тралового флота. К сожалению, давно нет ни базы, ни цеха. Хотя последний и пытался выжить, как и ХСРЗ, акционируясь. Но не срослось. Да и судов становилось всё меньше – одни продавали «на гвозди» в Китай, другие брали в аренду, третьи просто растворялись где-то на просторах Мирового океана под разными флагами.
А в Корсакове, рассказывают, была в порту у БОРа (базы океанического рыболовства, тоже погибшей в лихолетье 90-х) своя небольшая рембаза. И еще – у военных (последнюю не без труда удалось сохранить и она, судя по всему, сейчас развивается). Вот, так сказать, основные отправные точки для выбора места под новые – уже судостроительные – верфи. Коих на острове отродясь еще не бывало.
Такой завод необходим
Большинство моих собеседников сегодня едины: рождение новой судостроительной отрасли потянет за собой и реальное развитие на островах рыбной промышленности, которая сделает доступнее свежие морепродукты и саму рыбу с прибрежки. Что невозможно без нового парка маломерных судов. Впрочем, послушаем самих людей.
Холмский ветеран труда Михаил Шмидт рассказывает:
– Я еще помню время, когда на Байковском СРЗ трудились до 700 человек, рядом было прекрасное общежитие, как и в самом Чехове при рыбколхозе. И в год они могли «сварить-склепать» два-три малых рыболовных сейнера (МРС). Там сохранился и свой слип (наклонная береговая площадка для спуска судов со стапеля на воду или подъёма из воды). Полагаю, создание нового завода на этой базе способно вернуть к активной жизни Чехов, превратив его снова в прекрасный рабочий городок. Хотя, конечно, если искать специалистов, которые еще живы и не уехали на материк, то Холмск выглядит предпочтительнее.
Вячеслав Щербаченко, капитан дальнего плавания, живущий ныне в Южно-Сахалинске, добавляет:
– Такой завод давно необходим. Как бывший федеральный транспортный инспектор я неплохо знаю порты и портопункты Сахалина. Мое мнение – практически готовые площадки под ССЗ есть в Байково (Чехов), Холмске и Невельске. Правда, в Холмске в этом случае придется потеснить яхт-клуб, что, наверное, не совсем хорошо. Остается открытым, повторю, вопрос со специалистами: видимо, придётся привлекать основную массу с материка – своих практически не осталось. Да и никто их не готовил у нас последнюю четверть века.
А вот точка зрения Геннадия Жданкина, одного из авторитетных специалистов, много лет возглавлявшего профильный цех в Холмском морском торговом порту (замена двигателей паромов и пр.), позже много сделавшего, чтобы спасти предприятие: оно и сейчас на плаву! Правда, теперь это фирма «Магна», которой рулит его сын Влад.
– Я 40 лет отработал в судоремонте, бандитам предприятие не отдал на разграбление. Работает и сейчас. Зато в селе Правда даже ковш морской угрохали, причалы разбиты. Жуть. Пришло время восстанавливать Сахалин. Рад, что власти решили поднять на острове судостроение. Подойдет ли для этой цели наше предприятие? Не мне решать, хотя идея интересная и греет!
Не будем загадывать. Если судить по темпам разработки идеи, власти области скоро действительно перейдут к делу.
Источник: МК-Сахалин