Даешь владимирскую форель!
Ловить обитателей вод в 33-м регионе можно и на Клязьме, и на Оке, и на Нерли, и на водохранилище Содышка… Всего во Владимирской области более 900 рек и ручьев и 1200 озер и водохранилищ. О том, как и когда рыбачить, чтобы не нарушить закон, мы поговорили с начальником отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Владимирской области Московско-Окского территориального управления Росрыболовства Алексеем Кондрашевым.
Где половить за деньги?
Процесс создания системы платной рыбалки идет в России порядка восьми лет.
Напомним, в 2008 году был утвержден перечень рыбопромысловых участков, которые могли предоставляться в пользование для организации на них спортивно-любительского рыболовства. Но спустя 4 года президентом был наложен мораторий на предоставление водных объектов для этих нужд. И пока закон о спортивно-любительском рыболовстве не принят — он находится на стадии второго чтения в Госдуме — во Владимирской области действуют только те рыбопромысловые участки, которые успели «организоваться» до введения запрета.
– Из 39 водоемов, по которым заключены договоры, реально работают всего пять, — рассказывает Алексей Кондрашев. – Это русловой пруд на реке Кунице рядом с селом Андреевским и русловой пруд на реке Шахе у села Долгополье (Артемьево) в Александровском районе, озеро Переханово у деревни Сергейцево и русловой пруд на реке Луйке у деревни Зубцово в Ковровском районе, а также русловой пруд на реке Уловке у села Павловское в Суздальском районе. На остальных рыбопромысловых участках, несмотря на действующие договоры аренды, реальная деятельность не ведется.
Отчет о «заселении»
Те водоемы, которые «работают», — под строгим контролем. В Росрыболовстве объясняют: платные услуги рассчитаны не на тех, кто говорит: «Зачем я пойду на рыбалку — эта рыба и в магазине столько же стоит», — а на рыбаков по убеждению, которые получают удовольствие от процесса. И здесь важно, чтобы рыбы в платном водоеме было достаточно.
– Предприниматели запрашивают у ихтиологической службы РБО (рыбоводно-биологическое обоснование) и в соответствие с его результатами запускают в подконтрольное им озеро или пруд рыбу, которая приживется, — говорит Алексей Кондрашев. – Ведь если, скажем, в Содышку запустить дальневосточного лосося, он не будет там жить. По мере возможности сотрудники Росрыболовства посещают мероприятия по зарыблению. Но если это невозможно, то нам предоставляют фото- и видеоотчеты.
В промышленном масштабе
В прошлом году на государственном уровне было решено развивать промышленное рыболовство путем введения квот на некоторое количество водно-биологических ресурсов. Во Владимирской области квоты выделялись только на Клязьму и на Оку и составили порядка 1,2 тонны судака 2,5 тонны леща. Это так называемый рекомендуемый объем вылова, он рассчитывается с целью не допустить в водоемах «перенаселения».
Несмотря на то, что процедура получения квоты достаточно сложная — нужно иметь разрешение, вести промысловые документы — желающих было достаточно, а критических нарушений (за которые, кстати, предусмотрены существенные штрафы — до 150 тысяч рублей) не отмечалось. Не было зафиксировано и «переловов».
Весенний запрет
1 апреля вступил в силу весенний запрет на лов рыбы всеми орудиями ловли, кроме поплавочной удочки. Вот уже второй год он будет действовать не до 20 мая, а до 10 июня.
– Сроки увеличены правильно, — комментирует ситуацию Алексей Кондрашев. – При наших погодных условиях до 20 мая нерест не заканчивается. Например, в Клязъме и Оке лещ идет на нерест в майские праздники, а на более глубоких водоемах гораздо позже.
В региональном отделении Росрыболовства уже который год добиваются введения аналогичного запрета в зимний период.
– У нас нет запрета на ловлю налима, который нерестится в декабре-январе, хотя он тоже необходим. Ведь антропогенное воздействие и массовый вылов этой рыбы способствуют снижению ее численности, — поясняет Алексей Юрьевич. – Единственное ограничение связано с размером рыб: особей меньше 40 см ловить нельзя — штраф за это от 2000 до 5000 рублей, плюс 250 рублей — за каждую выловленную «голову». Но ведь к каждому рыбаку не приставишь инспектора с линейкой.
Леща было неимоверное количество
Вообще же рыбы не становится меньше. Так, прошлой весной, по словам инспекторов Рыбнадзора, наблюдалось просто неимоверное количество леща.
– Посмотрим, что будет в этом году после вскрытия рек, — говорит Алексей Юрьевич. – К сожалению, в прошлом году рыба неудачно нерестилась из-за маленького уровня воды.
Кстати, уровень воды в водоемах Владимирщины, вопреки обывательской точке зрения, зависит не от количества снега зимой и весеннего снеготаяния, а от работы водохранилищ в соседних регионах.
– У нас в основном озера пойменные, — объясняет Алексей Кондрашев. – Мало лесных озер. Все водоемы либо стоят на малых речках, либо находятся в пойме рек Оки и Клязьмы. Поэтому помимо естественно таяния снега на уровень воды влияют сбросы в водохранилищах Московской области и подпорных шлюзах в Чебоксарах.
В Клязьму хотели бросить динамит
В Росрыболовстве всерьез обеспокоены браконьерством. За прошлый год было составлено 1143 протоколов об административных правонарушениях на общую сумму 2964,5 тысяч рублей.
– Масштабы браконьерства разные, — признается руководитель Росрыболовства по Владимирской области. – Но наше ведомство призвано бороться с теми, кто наносит значительный ущерб экологии региона, а не с теми, кто ловит рыбу для пропитания. Например, в прошлом году на Клязьме, недалеко от города, хотели бросить динамит в реку, но нашим сотрудникам удалось это предотвратить.
Горе-браконьеры были задержаны на берегу. По части Росрыболовства они ограничились административным взысканием, а вот полиция возбудила уголовное дело по факту хранения и изготовления взрывчатых веществ.
Встречаются и такие нарушения, когда браконьерят семьями, то есть жена вместе с мужем. На вопрос, зачем взял жену на рыбалку, главе семейства часто отвечает: «С напарником делиться надо, а так все в дом, все в семью».
Вред подводному царству 33-го региона наносят и предприятия, нарушающие хозяйственную деятельность, в основном нефте-газовые и строительные. Но вот уже третий год подряд нанесенный природе ущерб компенсируется, в соответствии с законом.
– В этом году уже намечено два плановых зарыбления, — заканчивает свой рассказ Алексей Кондрашев. – Оба на Клязьме. Будет выпущено в общей сложности 45600 экземпляров стерляди.
По словам специалистов, перспективы у нас хорошие — в ближайшие годы количество рыбы должно вырасти в разы. И владимирские карп и форель будет лучшей альтернативой вьетнамскому пангасиусу.
Справка МК
Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Владимирской области Московско-Окского территориального управления Росрыболовства находится по адресу: улица Луначерского, дом 3, офис 114. Телефоны: 53-07-32, 53-48-13.
Источник: МК-Владимир