Доклад заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Васильевича Шестакова на расширенном заседании Коллегии Росрыболовства «Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2015 году и задачи на 2016 год»

Ознакомиться с презентацией к докладу

 

Уважаемые члены коллегии,

уважаемые участники заседания!

​Подводя итоги 2015 года, я хотел бы начать с наиболее важных показателей деятельности рыбохозяйственного комплекса.

​​На фоне экономических трудностей отрасль сумела показать достойные результаты. Так, оборот организаций отрасли составил 269,9 млрд рублей, что на 59% больше, чем в 2014 году. А объем валовой добавленной стоимости, составляющий основной вклад в ВВП, – 192,5 млрд. рублей, что на 28% выше уровня 2014 года в реальном выражении. 

​Достижение весьма позитивных финансовых итогов обусловлено максимальным за последние 15 лет объемом вылова водных биоресурсов. По оперативным данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи, в 2015 году российскими пользователями добыто 4 млн  413 тыс. тонн, что на 178 тыс. тонн или на 4,2% выше уровня 2014 года.

​Здесь я хотел бы особенно отметить слаженную работу всех участников промысловой деятельности и в первую очередь капитанов и экипажей промысловых судов. Как вы знаете, принято решение о вручении ежегодной отраслевой премии Федерального агентства по рыболовству, приуроченной к Дню рыбака, и у нас еще будет возможность отметить работников, показавших выдающиеся результаты.

Вместе с тем, по данным отраслевой науки, у отечественных рыбаков остаются резервы для наращивания вылова по целому ряду водных биоресурсов. В особенности, это касается таких объектов как кальмар северокурильский, треска охотоморская, макрурусы и терпуги, где мы видим освоение общего допустимого улова на уровне порядка 40–50%, а также минтая беринговоморского с освоением ОДУ около 80%.

Хотел бы отметить, что Росрыболовство с пониманием относится к различным рыночным факторам, которые могут влиять на объемы производства, однако, не могу не упомянуть в этом контексте о поддержанной Президентом России инициативе по повышению порога освоения водных биоресурсов с 50 до 70 процентов. После принятия соответствующих изменений в закон о рыболовстве по некоторым объектам возможны не только прекращения прав пользования отдельных предприятий, но и перевод объектов в неОДУемые.

Отдельно остановлюсь на промысле неОДУемых видов, так как это наш основной резерв. Рекомендованный объем водных биоресурсов, ОДУ которых не устанавливается, по всем рыбохозяйственным бассейнам в 2015 году составил 1 млн 471 тыс. тонн. Фактический объем вылова данной категории составил 310 тыс. тонн, что выше объема добычи в 2014 году на 17 тыс. тонн, но все еще находится на недопустимо низком уровне.

При этом на фоне успехов Азово-Черноморского бассейне, где увеличена добыча практически в 3 раза по сравнению с 2014 годом, рыбопромышленниками Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в 2015 году вылов неОДУемых водных биоресурсов в сравнении с 2014 годом снижен почти на 20%. Снижение наблюдалось, в частности, в отношении следующих видов водных биоресурсов:

– сайра в Южно-Курильской зоне – на 45 тыс. тонн; 

– сельдь в Западно-Камчатской подзоне – на 37 тыс. тонн.

– кальмар Командорский в Карагинской подзоне – на 14 тыс. тонн;

Это тревожный сигнал, коллеги. Мы должны разобраться в причинах и обеспечить выполнение мер, способствующих восстановлению и росту объемов добычи отдельных объектов промысла, таких как, например, тихоокеанская сайра, консервы из которой входят в рацион питания многих россиян. Так, в качестве повышения интереса к освоению неквотируемых видов считаю необходимым разработать механизм учета истории вылова при определении прав на вылов в случае перевода таких объектов в ранг «ОДУемых». По сути – простимулировать тем самым рыбаков принявших на себя риск при осуществлении промысла малоосваиваемых объектов.

При этом, также считаю важным завершить совместно с рыбацким сообществом работу по расчету возможных субсидий для поддержки промысла низкорентабельных видов, естественно соотнеся с возможностями рыбопромыслового флота, чтобы в рамках подготовки бюджета на 2017 год выйти со своими предложениями в Правительство Российской Федерации.

По предварительным данным Росстата, общий объем произведенной рыбной продукции, включая консервы, за 2015 год составил 3 млн 819 тыс. тонн, что на 93 тыс. тонн или на 2,5 % выше уровня 2014 года. 

Если говорить о структуре производства продукции на флоте, то она остается стабильной на протяжении долгих лет. По-прежнему около 90% продукции относится к категории низкой степени переработки, то есть к продукции с низкой добавленной стоимостью. 

В данном случае стабильность нельзя считать признаком качества. Как вы знаете, Росрыболовством в 2015 году был инициирован ряд изменений в действующее законодательство, призванных поддержать производство рыбной продукции с более высокой добавленной стоимостью. Среди таких мер можно отметить модернизацию исторического принципа распределения квот, а именно выделение до 20% квот на цели поддержки реализации инвестиционных проектов, а также уточнения режима уплаты сбора за пользование водными биоресурсами. Эти инициативы были поддержаны Президентом России и вошли в перечень поручений по итогам заседания Президиума Госсовета.​ Если потребуется, будем предлагать и дополнительные меры регулирования, чтобы всячески поддерживать предприятия, уходящие от сырьевой направленности экспорта и продвигающие продукцию на внутренний рынок.

Отдельно хочу сказать несколько слов о рыболовном флоте – основном производственном фонде отрасли. По оценкам Росрыболовства, обновление производственных мощностей флота в 2015 году имело отрицательную динамику. За прошедший период было построено ноль судов и произведено считанное число модернизаций. При этом было выведено из эксплуатации по разным причинам 39 рыбопромысловых судов, в том числе 7 крупнотоннажных, совокупной мощностью более 300 тыс. тонн годового вылова. 

К сожалению, мощность флота все отчетливее становится узким местом в развитии рыбохозяйственного комплекса. При этом возраст флота с каждым годом увеличивается, что естественно сказывается на количестве аварийных случаев. В этой связи вопрос обновления флота носит не только экономический характер. С точки зрения обеспечения промышленной безопасности и снижения рисков для жизни и здоровья экипажей ускоренное строительство нового рыбопромыслового флота является единственно верным системным решением.

Теперь остановлюсь на торговой статистике.

В немалой степени экономическую устойчивость рыбохозяйственного комплекса поддержала экспортная ориентированность продаж рыбопродукции. В сегодняшних условиях это определенное преимущество. Однако, важно, чтобы это преимущество не было использовано в ущерб национальной продовольственной безопасности. Пока баланс интересов в целом выдерживается. Если посмотреть на статистические данные, мы видим, что объем поставок на экспорт в 2015 году несколько возрос: прирост составил 5,7%. Но произошло это не за счет сокращения поставок на рынок внутренний, а, в основном, за счет дополнительных объемов производства. При этом еще раз отмечу – сама структура экспорта и его направленность по-прежнему вызывают серьезную озабоченность.

Мы не раз с вами говорили о необходимости диверсификации рынков сбыта, и в первую очередь о раскручивании внутреннего рынка. Для этого в 2015 году мы впервые провели фестиваль в рамках программы «Русская рыба», активно участвовали в выставочных мероприятиях, и планируем проведение выставочных мероприятий для продвижения отечественной продукции в 2016 году. Это позволит стабилизировать сбыт продукции и завоевать новые рынки, чтоб нивелировать ценовые колебания в будущем. Благодарю все компании, которые принимают в этой программе активное участие.

За 2015 год общий объем импорта рыбной продукции в Российскую Федерацию в сравнении с 2014 годом снизился на 37% и составил 560,4 тыс. тонн. Это произошло на фоне продуктовых контрсанкций и снижения покупательской способности населения. Наиболее существенное снижения произошло в части импорта лососевых видов.

В целом, рыбохозяйственный комплекс продолжает играть важную роль в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации. Одним из целевых показателей, по которым оценивается наша с вами работа в этом контексте, является норма самообеспечения рыбопродукцией. Согласно Доктрине продовольственной безопасности, ее уровень должен составлять не менее 80%. И в отчетном году впервые за длительное время этот показатель выполнен – значение составило чуть более 80%. Справедливости ради стоит отметить, что произошло это в основном благодаря снижению объемов импорта темпами, опережающими рост собственного производства и поставок отечественной продукции на внутренний рынок.

Как показал отчетный период, у нормы самообеспечения рыбопродукцией есть обратная сторона – среднедушевое потребление рыбы. По предварительным оценкам, в 2015 году данный показатель составил около 19 кг на человека, что несколько ниже рекомендованной Минздравсоцразвития нормы в 22 кг. Прежде всего, это обусловлено  снижением покупательской способности населения.

Повышение этого показателя зависит в том числе и от того, по какой цене продукция поступает на прилавки магазинов, для этого нам необходимо продолжить работу в рамках рабочей группы с Российскими железными дорогами по улучшению логистики, а также начать реализацию проектов Дальневосточного рыбного кластера, разработанного Росрыболовством, продолжить работу по развитию биржевых площадок. Хотелось, чтобы рыбодобывающие компании приняли в этом проекте более активное участие.

На этом я хотел бы завершить подведение общих итогов деятельности отечественного рыбохозяйственного комплекса и перейти к отчету о деятельности Росрыболовства по отдельным направлениям. Сразу хочу сказать, что полный отчет представлен в основном многостраничном докладе, и в своем выступлении я выборочно коснусь ключевых вопросов. ​

Начну с отраслевой науки. 

В 2015 году было выполнено более 1,5 тыс. экспедиций, собран обширный материал по биологии и состоянию запасов всех промысловых объектов, что позволяет, в том числе, лучше понимать сырьевую базу отечественного рыболовства. Стоит отметить, что общее количество экспедиций по сравнению с 2014 годом увеличилось на 11%, что в условиях бюджетных ограничений является достойным результатом.

В 2015 году завершился процесс реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий, представляющих рыбохозяйственную науку, в федеральные государственные бюджетные научные учреждения. При этом Росрыболовством был принят ряд мер по повышению прозрачности принятия решений, связанных с установлением ОДУ и регулированием промысла. Активно работал в течение года Совет директоров институтов, на котором открыто обсуждались все болевые моменты, начиная с правил рыболовства и заканчивая финансированием и планированием исследований. 

Отмечу, что в этом году мы ввели новый формат рассмотрения ОДУ: обсуждение результатов исследований и оценок допустимого изъятия осуществлялось не кулуарно по институтам, а в рамках межинститутских рабочих групп при координации ВНИРО. После подготовки научной позиции по основным запасам нами были организованы слушания с участием общественных организаций и бизнеса, где рассматривались не только биологические, но также и социальные и экономические последствия принятия тех или иных решений. Данный формат нами будет применяться и в дальнейшем, а Управлению науки и Управлению правового обеспечения поручаю подготовить соответствующий распорядительный акт, формализующий этот процесс.

Отдельным докладом мы сегодня заслушаем итоги работы науки в новых условиях. Здесь же хочу отметить, что в работе наших научных учреждений еще много что предстоит улучшить. В первую очередь, до настоящего времени так и не проявилась головная роль ВНИРО, есть перекосы с дублированием исследований, с неточностью научных прогнозов, планированием и обоснованием экспедиций. Головному институту необходимо организовать работу по формированию плана экспедиционных работ всех институтов и общий план исследований всей рыбохозяйственной науки на 2017 год с построчным определением финансирования, так как доведение бюджетных обязательств на 2017 год произойдет уже в июне. Данную работу поручаю завершить ВНИРО к июлю текущего года. После этого считаю необходимым провести широкое обсуждение Плана исследований с ассоциациями рыбопромышленников, чтобы получить от них конкретные предложения по возможным приоритетам в проведении научных исследований, а также обсудить с вами план морских исследований. С учетом обоснованных пожеланий бизнеса и доведенного финансирования в установленные сроки план ресурсных исследований должен быть направлен на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти.

Кроме того, в текущем году особое внимание поручаю уделить планам ФХД подведомственных учреждений, включая их внебюджетную деятельность. Считаю не допустимым произвольное изменение учреждениями утвержденных планов. В случае возникновения необходимости внесения изменений руководитель учреждения должен докладывать об этом на еженедельных оперативных совещаниях с приведением четких обоснований. Поручаю Управлению финансов разработать соответствующий порядок.

Отраслевому образованию традиционно мы уделяем пристальное внимание.

Прежде всего, отмечу пополнение в наших рядах. Так, в связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации, Росрыболовством была создана и интегрирована в образовательную систему новая организация – Керченский государственный морской технологический университет. Данный вуз в 2015 году успешно прошел процедуры лицензирования и государственной аккредитации, а также признан Минтрансом России в качестве организации, осуществляющей подготовку плавсостава судов рыбопромыслового флота в соответствии с международными требованиями.

Общий план приема на обучение за счет средств федерального бюджета в 2015 году, установленный Минобрнауки России образовательным организациям Росрыболовства, составил 2888 человек по программам среднего профессионального образования и 4185 человек по программам высшего образования. По сравнению с 2014 годом план приема был увеличен на 3% по среднему профессиональному и на 14,8% по высшему образованию. По итогам приемной кампании 2015 года план приема на очную форму обучения по среднему профессиональному образованию выполнен на 100%, по высшему образованию на 97%.

По итогам проведенных Минобрнауки России конкурсов в 2015 году в целом, в образовательные организации Росрыболовства принято на обучение 12,6 тыс. чел, из них 6,9 тыс. чел. – на обучение за счет средств федерального бюджета.

Что касается выпуска, то в отчетном периоде образовательными организациями Росрыболовства выпущено 2,5 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием и 7,5 тыс. специалистов с высшим образованием, из них почти 1,5 тыс. составили специалисты плавсостава с высшим образованием и свыше 1,5 тыс. специалистов плавсостава со средним профессиональным образованием. 

При этом, прошлый год и начало текущего года стали серьезным испытанием для ряда наших вузов и Росрыболовства. Так, по итогам проверки Рособрнадзора были лишены аккредитации по некоторым направлениям МГТУ и Дальрыбвтуз, а один из филиалов Дальрыбвтуза вообще не был аккредитован. 

Не исключаю, что в дальнейшем подобные случаи могут повторяться. Это целенаправленная политика Министерства образования – лишить все вузы, занимающиеся профильным образованием, непрофильных специальностей. Здесь боюсь, мы ничего сделать не сможем, поэтому надо к этому готовиться.

К сожалению, мы снова возвращаемся к тому, что отраслевые вузы за последние 15 лет увлеклись развитием неотраслевых направлений в погоне за внебюджетным финансированием и не уделяли должного внимания профильным специальностям. В этой связи задача стоит переформатировать деятельность вузов с учетом меняющихся обстоятельств. МГТУ и Дальрыбвтузу поручаю обеспечить перевод студентов в другие учебные заведения в соответствии с законодательством.

В 2016 году наша основная задача состоит в еще большей интеграции вузов и НИИ, а также подготовка специалистов в соответствии с запросом рыбохозяйственного комплекса. 

В связи с этим поручаю управлению науки совместно с вузами подготовить предложения по взаимодействию и обеспечению востребованности выпускников на рыбопромышленных предприятиях.

В контексте отраслевого образования также затрону тему повышения безопасности мореплавания, а именно – повышение качества подготовки плавсостава. Предлагаю уделить особое внимание усилению практико-ориентированной подготовки.

Росрыболовство, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания осуществляет государственный надзор в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.

В связи с этим не могу не сказать еще раз о состоянии рыбопромыслового флота. К сожалению, он не обновляется, а проводимые модернизации не снимают в полной мере существующие технологические риски. Это неминуемое сказывается на количестве серьезных аварийных случаев на флоте. Так, по состоянию на 31 декабря 2015 года было зафиксировано 45 аварийных случаев. Происшествий, связанных с гибелью членов экипажа, избежать не удалось. В 2015 году погибло или пропало без вести 88 членов экипажа судов рыбопромыслового флота. Это на самом деле цифра ужасающая. На конференции, которую мы проводили в Мурманске по обеспечению безопасности на промысле, показывает, что рыбопромышленным компаниям необходимо повышать эффективность своей работы в этой области. Зачастую даже во многих крупных рыбопромышленных предприятиях, на которых наши подразделения проводили проверки, не знают, что делать в экстренных ситуациях. Коллеги, это недопустимо, эту ситуацию надо исправлять, работайте с персоналом в этой части.

С 2013 года государственная работа по обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота возложена на федеральные государственные бюджетные учреждения «Дальневосточный  экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» и «Северный  экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ». Важным событием стало наделение этих учреждений правом проводить освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией и предотвращением загрязнения (МКУБ) в соответствии с приказом Минсельхоза России от 28 апреля 2015 года Спасательные суда в отчетном периоде поддерживались в технически исправном состоянии, что подтверждается безаварийной эксплуатацией и выполнением задач государственного задания. Но и здесь нам еще многое предстоит исправить, особенно в нормативно-правовой базе, поскольку за исключением того, что записано в Кодексе торгового мореплавания, никаких других документов принято не было до 2015 года. Здесь нам, конечно же, надо обеспечить возможность регулирования промысла, исходя из необходимости соблюдения мер безопасности, посредством проведения проверок судов на промысле.

Перейдем к вопросам воспроизводства водных биоресурсов. 

Общий объем выпуска молоди и личинок водных биологических ресурсов организациями всех форм собственности в водные объекты рыбохозяйственного значения в 2015 году составил 9331 млн штук по оперативным данным, что на 5,2% меньше показателя 2014 года. 

Анализируя эти данные, можно выделить положительные и отрицательные моменты. 

В целом, показатели превышают объемы тех выпусков, которые осуществлялись рыбоводными организациями на всей территории Советского союза. Во-вторых, в отчетном периоде отмечается увеличение выпуска водных биоресурсов федеральными государственными бюджетными учреждениями в рамках выполнения государственных заданий. При том, что мы сократили в этом году финансирование именно этого направления, то есть за счет эффективности мы смогли увеличить выпуск. Этому способствовала реорганизация учреждений, аналогичная учреждениям науки, а также начало укрупнения и слияния учреждений.

Вы знаете, что сегодня праздник, день создания рыбоохраны, был подписан приказ о создании Главрыбвода. Сегодня мной подписан приказ о переименовании Мосрыбвода в Главрыбвод как головной структуры, которая объединит все рыбоводные предприятия, подконтрольные государству. Уже сегодня в своём выступлении руководитель Главрыбвода Дан Михайлович Беленький расскажет о предстоящей реорганизации. 

В целом же в 2015 году за счет средств федерального бюджета выпущено водных биоресурсов на 2,2% больше значения 2014 года.

Отдельно хочу отметить, что в прошлом году нам удалось вернуть под контроль Государства рыбоводческий завод в Адыгее, ввести в строй после реконструкции Барабашевский завод в Приморском крае, завершить строительно-монтажные работы завода в Самарской области.  

В текущем году должен быть завершен очередной этап реформы по формированию вертикали управления рыбводами. Поручаю обеспечить к 2017 году присоединение к Главрыбводу всех учреждений соответствующего профиля, за исключением дальневосточных.  

В 2015 году нам удалось существенно продвинуться в вопросах реализации компенсационных мероприятий. Не секрет, что до недавнего времени этот аспект рыбохозяйственной деятельности был во многом «серой зоной». В прошлом году заработала в полном объеме электронная база согласований хозяйственной деятельности. Следуя курсу на увеличение прозрачности, территориальные управления смогли разметить в этой базе все данные о компенсационных мероприятиях за последние несколько лет. 

Анализ размещенной информации выявил ряд существенных недостатков. Так, продолжаются систематические нарушения процедуры согласования, в том числе и те, на которые ранее указывала прокуратура. Еще одна важная проблема – это откровенно спекулятивный расчет потерь водных биоресурсов, который смело можно назвать экологическим мошенничеством. Если взять все согласования, то больше чем в половине случаев в них не было предусмотрено никаких компенсационных мероприятий. К сожалению, продолжается практика, когда при хозяйственной деятельности гибнут осетровые и другие ценные виды, а компенсируют ущерб карасями или пелядью, поскольку цена мальков на них в разы дешевле. Особое внимание следует обратить на те хозяйствующие субъекты, которые причинили, но не возместили вред водным биоресурсам. По некоторым юридическим лицам счет таким объектам исчисляется десятками. Более подробно на этих и других недостатках в своем докладе остановится начальник ФГБУ «ЦУРЭН» Александр Валерьевич Хатунцов. 

Могу сказать, что мы в целом для удобства проведения компенсаций разработали и согласовали со всеми федеральными органами исполнительной власти законопроект о возможности осуществления компенсаций в денежной форме, которая сейчас направлена на юридическую экспертизу в Министерство юстиции Российской Федерации.

Поручаю территориальным управлениям активизировать работу по проведению хозяйствующими субъектами компенсационных мероприятий. А соответствующим управлениям центрального аппарата подключится к этой работе, усилить правовую поддержку территориальных управлений и проработать все возможные механизмы реализации компенсационных мероприятий с учетом существующих ограничений по заводским мощностям и приемным емкостям.

Предупреждаю всех руководителей теруправлений, институтов, рыбводов – результаты анализа компенсационной деятельности за 2016 год станут основанием для принятия в том числе и кадровых решений.

При этом Управлению аквакультуры необходимо подготовить предложения по изменению нормативной базы в части упрощения процедуры принятия решений по проведению компенсационных мероприятий и устранению чрезмерной бюрократизации этого процесса. А ежегодный план мероприятий по искусственному воспроизводству для подведомственных учреждений должен быть подготовлен, исходя из приоритетов, уже к июлю текущего года с учетом доведенного на 2017 год финансирования. Именно исходя из приоритетов, а не из доведенного финансирования по историческому принципу.

Отдельно хочу отметить огромную работу, проведенную в 2015 году нашими территориальными управлениями. Как вы знаете, в прошлом году закончилось формирование нормативной базы, регламентирующей аквакультуру в нашей стране. До 1 января текущего года необходимо было провести переоформление действующих рыбопромысловых участков для товарного рыбоводства в рыбоводные участки, предоставив пользователям возможность продолжить работу в рамках нового законодательства. С этой работой все справились. Из 2025 РПУ было переоформлено 1685, причем до каждого пользователя была доведена информация и проведена разъяснительная работа. Все «живые» хозяйства получили возможность дальнейшей работы.

Кроме того, в прошлом году во всех территориальных управлениях были созданы комиссии по определению границ рыбоводных участков и обеспечено формирование соответствующих комиссий в большинстве субъектов Российской Федерации. В итоге, с начала компании уже сформировано более 1600 новых участков. На настоящее время по 141 участку уже проведены торги и заключены договоры. К сожалению, в ряде регионов указанная работа проводится недостаточно активно. Поэтому поручаю усилить работу в этом направлении, а Управлению аквакультуры взять под постоянный контроль проведение торгов и процесс формирования границ рыбоводных участков.

Также хочу довести до сведения всех территориальных управлений, что развитие аквакультуры является приоритетом в нашей деятельности. Поэтому категорически не рекомендую повышать показатели по штрафам и возбуждению административных дел за счет рыбоводных хозяйств. До нас доходит информация от ассоциаций, что некоторые инспектора вместо того, чтобы бороться с промышленным браконьерством или с предприятиями, наносящими существенный вред окружающей среде, «зарабатывают» себе очки, приходя на сбор выращенной рыбы и подлавливая рыбоводов на случайных приловах. Поэтому, если это серьезные нарушения, с ними, конечно же, необходимо бороться, но заниматься повышением своих показателей за счет таких процессов категорически не советую.

Несколько слов об осуществлении Росрыболовством контрольно-надзорных полномочий.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий в 2015 году должностными лицами территориальных управлений Росрыболовства выявлено более 132 тыс. нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания. 

На нарушителей наложено штрафов на сумму 460 млн рублей, к ним предъявлено исков за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам на сумму около 100 млн рублей.

В следственные органы направлено более 4,6 тыс. материалов для принятия решения о возбуждении уголовных дел. 

У нарушителей законодательства в области рыболовства изъято незаконно добытых водных биоресурсов 652 тонны, 290 тыс. единиц орудий лова и около 28 тыс. единиц транспортных средств.

В целом, сравнивая основные показатели за 2015 год с 2014 года, необходимо отметить положительную динамику роста по таким основным показателям, как выявление количества нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания; предъявление исков за ущерб, причиненный водным биоресурсам и среды их обитания; изъятие у нарушителей орудий лова и транспортных средств; направление материалов для принятия решения о возбуждении уголовных дел – в среднем более чем на 30%. Это показывает, что мы в целом в большей степени сейчас нацелены, как и договаривались, на борьбу с промышленным браконьерством, нежели чем с бытовым.

Работает система оценки деятельности ТУ, возможно она требует дополнительной модернизации, она должна учитывать не только палочный метод. Как я уже говорил, наша основная задача – работать активнее по пресечению промышленного браконьерства, этому элементу надо придать большее значение.

В части производственной деятельности рыбных терминалов морских портов, находящихся в хозяйственном ведении подведомственного Росрыболовству ФГУП «Нацрыбресурс», необходимо отметить, что в отчетном периоде произошло существенное увеличение поставок рыбопродукции на российский берег через причальные линии рыбных терминалов. Данный показатель по сравнению с 2014 годом увеличился на 15,6% и составил 1 млн 553 тыс. тонн. Это говорит о возросшей нагрузке на и без того ограниченные и находящиеся в различной степени износа гидротехнические сооружения.

В 2016 году надо продолжить работу по повышению эффективности работы рыбных портов за счет механизма, обязывающего арендаторов проводить ремонт, а также осуществлять инвестиции в припортовую инфраструктуру. Считаю, что этот процесс, который мы начали с 2014 года, пока себя оправдывает.

На международной арене 2015 год прошел под знаком усиления борьбы с ННН-промыслом.

В течении года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и США о сотрудничестве в целях предупреждения, сдерживания и ликвидации  ННН промысла, был подписан Меморандум между Росрыболовством и Министерством сельского, лесного и рыбного хозяйства Королевства Камбоджа о взаимопонимании в области предупреждения ННН промысла, также подписан Меморандум с Республикой Индонезией.

В результате проведения более активных действий в области международных отношений удалось: 

– значительно повысить прозрачность механизма выделения национальной квоты иностранным пользователям;

– обеспечить возможности освоения новых районов промысла; 

– заложить основы для системной ​прослеживаемости импортных и экспортных потоков рыбной продукции.

В качестве значимых результатов деятельности за 2015 год можно отметить запрет дрифтерного промысла, в том числе и для японских рыбаков, значительное снижение квота на вылов водных биоресурсов для Южной Кореи, введение моратория на вылов осетровых в Амуре совместно с КНР.

Финансовая деятельность Росрыболовства строится по двум направлениям – реализация федеральных адресных инвестиционных программ и администрирование соответствующих доходов и расходов государственного бюджета. В части федеральных адресных инвестиционных программ объем финансирования, предусмотренный за счет средств федерального бюджета на 2015 год, составил 529 млн 917 тыс. рублей. Финансирование осуществлялось по 12 объектам. Полный отчет представлен в итоговом докладе.

Отмечу, что общая экономия по результатам проведенных конкурсных процедур составила 39 млн 784 тыс. рублей.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Росрыболовству утверждены бюджетные ассигнования в размере 16 млрд 166 млн рублей, что выше уровня 2014 года на 2 млрд  рублей. По итогам исполнения расходов федерального бюджета за 2015 год в доход федерального бюджета возвращены бюджетные средств в объеме 118  млн рублей, что составляет 0,7% от объема бюджетных ассигнований 2015 года.

Что касается доходов бюджета, в отчетном периоде Росрыболовство обеспечило их поступление в объеме 5 млрд 357 млн рублей, что на 2,8 млрд рублей выше 2014 года. Основная доля пришлась на доходы, полученные от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов на сумму 3 млрд 531 млн рублей.

Вынужден констатировать и наличие недостатков в части управления государственным имуществом, мы с вами об этом говорили на прошлой Коллегии, были даны соответствующие поручения, но, к сожалению, и на этой Коллегии мы снова сталкиваемся с тем, что часть имущества, которая закреплена за нашими подведомственными бюджетными учреждениями и теруправлениями, не оформлена – ни имущество, ни земельные участки. Список у нас есть. Призываю обратить на вопрос оформления и учет имущества пристальное внимание, а Управлению экономики взять на контроль, своевременно мне докладывать о причинах невыполнения поручения и вызвать в Москву на разбор полетов соответствующие бюджетные учреждения. Наверное, где-то есть и объективные факторы, но в целом эту работу нам необходимо завершить.

Основными задачами в области финансовой деятельности на 2016 год являются:

– разработка нормативов и бюджетирование на 2017 год

– администрирование внебюджетных доходов и расходов в рамках плана финансово-хозяйственной деятельности Агентства. План финансово-хозяйственной деятельности будет реализовываться совершенно по-другому.

Конечно же, одним из важных элементов является внедрение системы контроля закупок, к сожалению, некоторые бюджетные учреждения с явным завышением начальной стоимости предлагают осуществлять закупки в рамках согласования крупных сделок. Каждый факт подлежит отдельному разбору, Управлению экономики дано соответствующее поручение. Для системного решения этого вопроса подготовлен проект Приказа Росрыболовства «Об утверждении Регламента осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в отношении организаций, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству», который предусматривает в том числе и проведение проверок.

Подводя общий итог деятельности Росрыболовства в 2015 году, необходимо сказать о выполнении целевых показателей Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Сводную информацию вы видите на экране.  Безусловно, идеальным его назвать нельзя, имеются недоработки, но в целом, считаю с поставленными на 2015 год задачами Федеральное агентство по рыболовству справилось. По отдельным показателям имеется недовыполнение плана ввиду ряда объективных и субъективных причин. Нам необходимо тщательно проанализировать эти показатели и сделать корректные выводы.

Анализ итогов деятельности в 2015 году позволяет нам, в том числе правильно поставить задачи на 2016 год. Я уже говорил о необходимости обеспечения роста вылова, выполнения показателей по воспроизводству биоресурсов, устранения недостатков в управлении государственным имуществом. Как всегда, мы ждем качественной работы от научных и образовательных учреждений. В проекте решения Коллегии содержатся конкретные поручения структурным подразделениям Росрыболовства.

В материалах к сегодняшнему заседанию имеется проект публичной декларации целей и задач Росрыболовства на 2016 года, который мы должны рассмотреть и согласовать.

Помимо этого, в 2016 году нам предстоит решить несколько новых для нас задач – это максимальное освоение новых объектов промысла, а также внесение существенных изменений в отраслевое законодательство в рамках поручений Президента Российской Федерации по итогам Президиума Госсовета.

В целом я рассчитываю на продолжение конструктивной совместной работы Росрыболовства и отраслевого сообщества. За прошедший год мы добились неплохих результатов, но впереди еще предстоит большая работа.

Благодарю за внимание и желаю всем успешной работы в 2016 году!