На рыбоводных заводах Курильского района наступает пора выпуска малька в “большую жизнь”. Десятки миллионов икринок кеты и горбуши, заложенные осенью прошлого года, перезимовав практически в санаторных условиях, превратились в мальков и готовы стать основой для путин будущих годов. Какое точно число молоди уйдет в воды морей и океана – пока неизвестно, приблизительный подсчет возможен только по окончании всего цикла работ, тогда и станут видны и понятны итоги работы коллективов лососёвых заводов в течение нескольких месяцев. И всё же предварительные итоги уже можно подвести. Об этом – наш разговор с Сергеем Пешехоновым, ихтиологом рыбохозяйственных водоемов, Центрально Северо-Курильского отдела ихтиологии.
– Вначале хотел бы сказать о том, что коллективы рыбоводных заводов всегда работают со всей отдачей, а последний месяц перед выпуском малька — на износ, понимая, что от их работы зависит значительная часть будущего благосостояния всей рыбной отрасли района. Конечно, в основном процесс отлажен и повторяется из года в год, но легче он не становится. Требования к рыбоводам ужесточаются год от года, иногда складывается впечатление, что кто-то “наверху” считает, что рыбоводы не заинтересованы в собственной работе, в выпуске продукции. А ведь это абсолютно не так.
– Давайте напомним читателям, что в прошлом году на всех заводах, а их в районе – 12, было заложено на инкубацию более 71 миллиона штук икринок горбуши и более 206 миллионов – кеты. Как они перезимовали, были какие-то проблемы, трудности?
– Мы все прекрасно помним прошлый год, практически безгорбушовую путину, и самой собой, этот фактор в некоторой степени повлиял на работу рыбоводных заводов. Основной упор сделали на кету, закладкой икры горбуши занимались только три – Куйбышевский, Курильский и Рейдовый. Есть еще рыбоводный завод “Скальный”, занимавшийся закладкой горбушовой икры, но трудности с дорогой к нему и смена владельца предприятия (компании “Буг”) не дают гарантий того, что он продолжит свою работу в будущем, слишком велики затраты. По природным условиям закладка и выпуск малька там происходит позже, чем на прочих заводах, зато условия роста молоди – отменные.
Те заводы, которые мы обследовали за последние недели, перезимовали хорошо. Работники следили за этим очень хорошо. Не было отмечено ни одной вспышки инфекции, не было заморов и промерзаний. Нет замечаний по патологии и выживаемости, малёк в хорошем состоянии, на некоторых заводах он даже превышает допустимые размеры, что абсолютно не страшно. Очень радует, что за весь период, с октября прошлого года, ни на одном рыбоводном заводе не было ни одного ЧП. По состоянию на 7 июня, на Курильском, Рейдовом и Китовом рыбоводных заводах горбуша уже практически вся готова к выпуску, готовность кеты – до 70 процентов, еще немного, дней 7-10, докормят, и можно начинать скат малька в реки и ручьи. Первые, пробные выпуски произведут вот-вот, в ближайшие дни.
– Понятно, что выпущенный сейчас малёк вернётся полноценной рыбой через год-два. А сейчас можно сказать, каков будет возврат?
– Количество ежегодно выпускаемого с рыбоводных предприятий района малька примерно одинаково, так что будем надеяться, что вернется не меньше, чем в прошлом году. Кеты – в пределах 13-15 тысяч тонн, это с учетом естественного и искусственно воспроизводства. Возможно, даже и с увеличением, но делать прогнозы – неблагодарное занятие, всё покажет путина. А вот с горбушей – вопрос, последние пару лет стада становятся всё меньше, подходы всё жиже, и на уровне Росрыболовства и Союза рыбопромышленников России даже поднимается вопрос о моратории на её добычу в некоторых промысловых зонах сроком на три-четыре года. Скорее всего, это будут все три курильских района и частично западное побережье Сахалина.
Но даже если подобный запрет и начнет действовать, то не раньше будущего года. В текущем еще посмотрят на подходы горбуши и постараются точнее оценить сложившуюся ситуацию, тем более, что с 1 января указом президента страны запрещен дрифтерный лов, который, по мнению большинства специалистов рыболовной отрасли России, значительно подрывал миграцию горбуши. Суда сопредельных с Россией, да и не только, стран региона зачастую производят бесконтрольный вылов рыбы. Дрифтерный лов – самый “бесчеловечный”, если можно так сказать по отношению к морским обитателям. В него попадается всё, а забирается только то, что хочется или нужно в данный момент. Остальное просто сваливается за борт. Вот и выходит, что страдает и подрывается вся экосистема определенного района и, в первую очередь, рыба лососевых пород.
Последнее десятилетие идет постоянная задержка по подходу горбуши на нерест в сравнении с началом двухтысячных, сейчас это уже более двух недель, и, судя по всему, тенденция будет сохраняться, если не принять срочных, но не скоропалительных мер.
– Пользуясь случаем, не могу не спросить о браконьерстве…
– Оно в регионе пошло на убыль. Нельзя сказать, что исчезло совсем, но те меры, которые были предприняты в последнее время, дали свои положительные результаты. Рейды и проверки рыбинспекции, пограничников, полиции и прочих контролирующих организаций смогли остановить и значительно снизить разгул “рыбобраконьерской демократии”. И, конечно, большой вклад, в охрану нерестовых рек и ручьев района вносят предприятия, занимающиеся ловом и разведением лососевых – “Курильский рыбак”, “Континент” и другие. Понятно, что нарушители правил рыболовства не сидят на месте, ищут новые способы незаконной добычи лососевых, в первую очередь – дорогостоящей красной икры, но уже нет того вала “черных потрошителей” кеты и горбуши, ранее перекрывавших все мало-мальски нерестовые ручьи.
Источник: Сахалин.Инфо