Стой! Кто плывет?
Сегодня вступают в силу Правила принудительного прекращения права на вылов водных биоресурсов, принятые правительством в начале июня. Они затронут лишь те компании, которые приобрели право на вылов биоресурсов в российских водах незаконно.
Сейчас компании добывают рыбу и морепродукты на основании квот, которые распределяются на 10 лет. Зачастую рыбопромышленники оформляют квоту на российскую фирму, которая не имеет своего флота и поэтому не может заниматься промыслом. А непосредственно ловит рыбу аффилированная с ней иностранная компания.
При этом иностранцам промысел в российских водах фактически запрещен, квоту они могут получить в исключительных случаях. “Участие иностранного капитала в рыбопромысловых компаниях возможно только по согласованию с правительственной комиссией по иностранным инвестициям”, – отмечают в Росрыболовстве.
Теперь утвержден порядок принудительного изъятия квот у компаний, которыми владеют иностранные инвесторы. Выявлять факт контроля иностранцев над рыбопромышленниками будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а аннулировать право на добычу – Росрыболовство. Для этого при ФАС будет создана специальная Комиссия по выявлению иностранных участников российских рыболовецких компаний. Составленное заключение ФАС отправит в фирму и Росрыболовство.
“ФАС в течение трех рабочих дней должна направить копию заключения пользователю. По истечении трех месяцев с момента вручения документа, если заключение не обжалуется в суде, направляет его в Росрыболовство или в течение пяти дней с момента вступления в силу судебного акта об отказе в признании его недействительным. Росрыболовство в течение 10 рабочих дней собирает и обобщает информацию о нарушителе и аннулирует разрешение”, – рассказали “РГ” в Росрыболовстве. Затем информация вносится в рыбохозяйственный реестр, а изъятые объемы распределят между добросовестными компаниями.
“Для рынка это может обернуться сокращением компаний, занимающихся рыболовством. Это снизит конкуренцию и может привести к повышению цен, поскольку спрос останется прежним, а предложение снизится”, – говорит Дмитрий Липатов, эксперт совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.
В прошлом году, по данным Росрыболовства, общий объем квот составил 4,3 миллиона тонн, из них около 10 процентов контролировали компании с иностранным участием. Контроль иностранных инвестиций связан с безопасностью России, полагает Сергей Литвиненко, адвокат компании “Деловой фарватер”: “Проконтролировать каждое судно и каждого моряка невозможно – они идут за рыбой или моллюсками, невзирая на госграницы. А деньги всегда имеют след от плательщика к получателю – вот эти потоки и стремятся контролировать”.
Источник: Российская газета