В первый день работы Петербургского международного экономического форума рыбаки обсудили с руководством отрасли ключевые вопросы развития рыбохозяйственного комплекса – от инвестиционных квот и рыбных кластеров до поддержки научных институтов.
Встреча проходила в формате делового завтрака в павильоне «Русский рыбный дом». Как сообщает корреспондент Fishnews, в мероприятии участвовали ведущие рыбопромышленные компании не только Северо-Запада, но и других регионов. Открытый диалог на площадке ПМЭФ, по мнению руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, хорошая возможность представить рыбную отрасль в новом свете как понятную и прозрачную.
Глава федерального агентства начал разговор с проекта изменений закона о рыболовстве, который сейчас готовится ко второму чтению. «Идет процесс согласования с Администрацией президента основных поправок», – отметил Илья Шестаков, подчеркнув, что в целом концепция законопроекта останется прежней, в том числе в части прибрежного рыболовства.
Даже если «прибрежка» потеряет объемы в результате перехода части игроков на промышленное рыболовство, это рыба, «которая будет поставляться на переработку, поставляться на берег», считает Илья Шестаков. Он добавил, что ведомством разрабатываются и другие методы и механизмы поощрения перераспределения рыбных потоков, в том числе путем внесения изменений в Налоговый кодекс, создания рыбных кластеров и т.д.
В случае успешного принятия закона в Росрыболовстве рассчитывают провести заявочную кампанию по отбору инвестиционных проектов для строительства судов уже в текущем году. Поэтому предприятия в первую очередь интересовались механизмом распределения «инвестиционных квот». В частности, президент ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа» Сергей Дарькин рекомендовал активнее привлекать рыбаков к разработке подзаконных актов, в том числе по линии Минпромторга.
Порядок предоставления «инвестиционных квот» в целом уже разработан, признал Илья Шестаков. «Мы не хотим его сейчас выносить на широкое обсуждение, понимая, что он вызовет большое количество предварительных вопросов, которые надо обсуждать спокойно, когда будет принят сам законопроект», – объяснил глава ведомства такую скрытность.
Ключевой принцип – компания будет наделяться квотами только после введения судна в эксплуатацию. Именно этот момент, как отметил гендиректор ООО «Русская рыбопромышленная компания» Андрей Тетеркин, вызывал больше всего вопросов после первого чтения. Предварительный договор, как предполагают в Росрыболовстве, будет заключаться, чтобы предприятию было с чем пойти в банк и получить финансирование для строительства.
Руководитель РРПК поинтересовался, можно ли предоставить приоритет для крупнотоннажного флота, который «нуждается в поддержке в силу более высокой сложности реализации данных проектов». Поддержка, по словам Андрея Тетеркина, нужна, чтобы не забить ограниченные отечественные судостроительные мощности среднетоннажными судами.
«Мы неоднократно заявляли, что для Дальнего Востока видим именно поддержку для крупнотоннажных судов, на Северном бассейне – для среднетоннажных», – напомнил Илья Шестаков. По предварительным расчетам для крупнотоннажника будет выделяться до 20 тыс. тонн дополнительных объемов, для среднетоннажного – порядка 6 тыс. тонн. Глава федерального агентства обратился к рыбакам с просьбой направлять предложения по техническим характеристикам этих судов.
Сергей Дарькин также попросил по возможности не бюрократизировать процесс создания рыбного кластера на Дальнем Востоке и обратил внимание на проблему судоремонта. «Приблизить судоремонт к местам промысла – это задача, где без государства нам тяжело. Почему бы не сделать крупную межремонтную базу на Камчатке или на Курилах?» – предложил он.
Замруководителя Росрыболовства Петр Савчук рассказал, что по вопросу судоремонта уже идут переговоры с администрацией Камчатского края, рассматриваются варианты в дальневосточном кластере и на Сахалине. «Но двигателем должно быть судостроение, дальше к нему присоединится и судоремонт», – уверен он.
Постоянные изменения в блоке по прибрежному рыболовству беспокоят рыбаков, выразил мнение исполнительный директор АО «Архангельский траловый флот» Сергей Несветов. Сначала речь идет о том, что продукция должна доставляться только в свежем и охлажденном виде, затем – вновь разрешается в замороженном. «Хотелось бы узнать из первых уст, какова все-таки на сегодняшний день концепция прибрежного рыболовства», – обратился представитель компании к главе Росрыболовства.
Возможность доставки уловов в замороженном виде Илья Шестаков охарактеризовал как компромисс с прибрежными регионами, которые «очень жестко высказываются против изменения концепции прибрежного рыболовства». Он добавил, что обязательным условием будет прослеживаемость дальнейшего пути замороженной рыбопродукции.
«Посмотрим, как будет работать электронная ветеринарная сертификация и позволит ли она нам проследить, что там, где рыба поставлена именно в таком формате, она не будет вывезена за рубеж, не пройдя соответствующую переработку», – жестко высказался чиновник.
«С нашей точки зрения, стимулирующее регулирование должно применяться именно для поддержки поставок свежего и охлажденного сырья. Потому что такая форма ограничивает возможность использования этой рыбы по времени. И такая рыба пойдет только на переработку или будет поставляться напрямую на рыбный рынок прибрежных регионов», – озвучил мнение замдиректора ООО «УК Карат» Сергей Сенников.
Он также обратил внимание на необходимость донесения до потребителей информации о том, что российские предприятия выпускают качественную рыбопродукцию, которая высоко котируется на мировом рынке. «Естественно, что эту рыбопродукцию хотелось бы видеть на наших прилавках в российских сетях, – отметил Сергей Сенников. – Надо проводить работу по популяризации потребления качественной рыбы».
Работа с сетями уже ведется, в том числе в рамках фестивалей под брендом «Русская рыба», заверил Илья Шестаков. «Сети – это действительно непростая ситуация, – согласился он. – Но на самом деле уже сейчас мы видим, что налаживаются взаимосвязи и компании со своими торговыми марками выходят на рынок».
Представитель ГК «ФОР» Дмитрий Кожарский предложил рассмотреть возможность поэтапного выделения «инвестиционных квот», не распределяя их одним махом. «Если проработать этот вопрос с учетом возможностей верфей, посмотреть и разделить поэтапно, то предоставляя в определенные годы сравнительно небольшие объемы, мы получим конкуренцию среди заявок, потому что кому-то надо строить сейчас, а кому-то на самом деле через пять лет. За тот же самый объем мы получим больший эффект», – уверен он.
«Надо подумать, честно говоря, не готов сразу дать ответ, но мысль интересная», – отреагировал глава федерального ведомства. Зато при обсуждении вопроса о финансировании отраслевой науки он сразу перехватил инициативу и порекомендовал рыбацкому сообществу воспользоваться лоббистскими возможностями, в том числе привлечь ассоциации, с тем чтобы добиться выделения дополнительных средств для институтов.
«Для страны 500 миллионов, даже миллиард рублей – это деньги действительно небольшие, а для нас это была бы существенная возможность и нарастить объемные исследования, и собирать более качественные данные, и конечно же в ИКЕС отстаивать нашу позицию более аргументированно», – привел доводы Илья Шестаков.
Сергей Дарькин в свою очередь выразил мнение, что из науки следует убрать «келейность, заумность» и сделать ее более открытой. «Мы пытаемся это сделать, но это сложная задача, потому что наука все-таки требует наличия кадров именно из научной среды, – парировал руководитель Росрыболовства. – С точки зрения кадрового потенциала, наука стареет, молодых специалистов хорошего уровня, которым можно было бы доверять, очень мало».
В завершение разговора Илья Шестаков поблагодарил рыбопромышленников за поддержку мероприятий Росрыболовства. «Надеюсь, что после выхода закона мы консолидированно сможем развивать все те направления, о которых мы говорили», – заключил руководитель ведомства.
Источник: Fishnews