В этом году в Умбу и ее притоки попали 50 тысяч мальков горбуши и более 240 тысяч – семги. Правда, рыбоводы говорят, что для восстановления лососевого стада необходимо гораздо больше усилий.
Особенность умбского завода в его технологии. Проточная вода без помощи насосов из реки попадает в садки. Это исключает пузырьковую болезнь рыб. И в течение года молодь, которая появилась на свет из икринок дикой семги, выловленной здесь же, живет точно в такой же воде, в которую будет выпущена.
– Для выращивания семга очень сложный вид рыбы. Для нее необходимо точно соблюдать все условия, иначе молодь погибнет. У нее очень длительный цикл вырастания, – рассказывает главный рыбовод умбского завода Анастасия Баланина.
Мальков-годовиков выпускают партиями с мая по июнь. К реке их доставляют в мешках, в которые кроме воды, накачан кислород. Выпускают молодь обычно в тихих притоках, чтобы граммовые рыбешки могли «отдышаться» и привыкнуть к новой обстановке. Два года им предстоит провести в реке, прежде чем скатываться в море на нагул. По многолетним наблюдениям, выживает до 60 процентов молоди.
– Главный враг наших мальков – хищники: окунь, налим, щука. Особенность Умбы в том, что на реке много озер и заводей, где и обитают хищники. Сейчас популяция семги на Умбе находится в депрессивном состоянии. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимы меры по сокращению числа хищных рыб, – говорит главный рыбовод умбского завода Анастасия Баланина.
Если противостояние хищники-мальки носит все-таки природный характер, то для взрослой рыбы, которая возвращается в родную реку через 5-8 лет на нерест, угрозу представляют уже люди, точнее, браконьеры. Река весьма доступна – до нее не надо лететь на вертолете. При этом на ней много укромных мест, где сложно проводить патрулирование рыбоохраны.
– Для реки Умба, которая испытывает большой пресс нелегального вылова, работа рыбзавода необходима. Без восполнения популяции, мы ее можем просто утратить. Другое дело, что необходимо постоянно работать над повышением эффективности, чтобы выпуск рыбы не был просто выбросом денег в воду. И здесь требуются совместные усилия рыбоводов и профильной науки, – считает начальник отдела воспроизводства «Мурмарыбвода» Марина Семинихина.
Основной объем мальков выращивается по государственному заказу. Удовольствие не из дешевых. Электричества много не надо, так вода не подогревается, и нет насосов. Но огромные затраты на корма, причем, на каждом заводе подходят только определенные, которые тщательно подбираются. В итоге один годовик обходится более чем в 100 рублей.
Впрочем, рост части мальков оплачивают крупнейшие предприятия региона. Для них ученые рассчитывают квоту, исходя из степени воздействия на природу. Более 20 тысяч мальков этого года оплатили именно производственники.
– Не надо забывать, что Кольский полуостров не только промышленно развитый регион, это край с огромным рекреационным потенциалом. Восполняя поголовье семги, мы тем самым вносим свой вклад в повышение привлекательности области, в развитие цивилизованного туризма, – уверен руководитель экологического отдела одного из предприятий.
Тем временем, после выпуска молоди, завод не остался пустым. Мальков, которые еще в мае были икринками, перевели в садки под открытым небом. Там они проведут лето, а в следующем году отправиться в реку.
Источник: Мурманский вестник