27 июня отмечается Всемирный день рыболовства, учреждённый решением Международной конференции по регулированию и развитию рыболовства, состоявшейся в июле 1984 года в Риме.
Диапазон рыбалки широк – от радостных моментов общения с природой рыбаков – любителей до промышленного рыболовства, являющегося ключевой отраслью экономики стран. Накануне, в России 24 июня в пятницу Госдума приняла законопроект, определяющий принципы модернизации рыбной отрасли в нашей стране, «правила игры» на период до 2035 года. В 2018 году состоится новое распределение квот между рыбопромышленниками на 15 лет. Законопроект был внесён Правительством по итогам поручений Президента.
Итоговую версию законопроекта комментирует руководитель проекта «Морские порты Информ-24» Анна Горнова.
– За прошедшие 10 лет успехи в отрасли очевидны. Россия находится в пятёрке ведущих рыбных стран. Тем временем среди госведомств и рыбацкого сообщества два года шло обсуждение отраслевой реформы, порой выливавшееся в открытое противостояние власти и основных держателей квот, которые настаивали на том, чтобы всё оставить как есть. Почему же в итоге получился и принят именно такой документ? Посмотрим на основные причины.
В то время пока у нас в стране спорят о цене на рыбу, о её доступности – в мире страны конкурируют за ресурс и эффективность его использования. Среди развитых стран отмечается экономический рост на уровне 2%. Заглянем на 5-10 лет вперёд: к 2020-2021 году аналитики прогнозируют новый экономический скачок, в основе которого лежат инновации, экологическая безопасность и новые логистические платформы. Мировая экономика сильно изменится. 2021 год – это уже новая геополитическая реальность, новые геополитические союзы, инновационная экономика.
В мире уже кардинально поменялись центры прибыли: на смену Берлину, Лондону и Амстердаму пришли Шанхай, Дубай, Атланта, Роттердам. Идёт формирование транстихоокеанской платформы, объединяющей 16 стран, дающих 40% мирового ВВП, формируется трансатлантическое партнёрство. Набирает обороты горизонтальная логистика и сетевая кооперация. Если в нашей рыбной отрасли сегодня не учесть мировые тенденции, и не переформатировать её к 2021 году, нас ждёт большое отставание.
Основная новелла принятого законопроекта – инвестиционные квоты, с помощью которых государство решило поддержать строительство в России рыбодобывающего флота и рыбной переработки нового поколения. Принцип закрепления квоты за судном, действующий в зарубежных странах видимо тоже сыграл свою роль. По новым правилам осваивать квоты рыбаки обязаны будут не менее чем на 70% в течение 2-х лет подряд исключительно на собственных либо лизинговых судах за исключением форс-мажора. Аренда осталась только внутри одной группы лиц. В противном случае квоты изымаются. Сегодня норма по освоению составляет лишь 50%.
Сегодня наш рыбодобывающий флот, за редким исключением – это суда, построенные 25-30 лет назад, проходящие модернизацию и ремонт за рубежом. Через 5-7 лет этот флот пойдёт на списание. Износ флота сейчас порядка 90%. Береговая переработка тоже, за рядом исключений – технологии прошлого века. Постоянный ремонт и реновация делают экономику промысла затратной в сравнении с зарубежными соседями, работающими на современных судах. В этой части технологическое перевооружение отрасли объективно назрело. Даже с позиции экологии промысла и контроля уловов – нам есть о чём задуматься.
Второй принцип, заложенный в документ-перенаправление финансовых потоков в отрасли в целом, учитывая меняющуюся международную обстановку и защиту национальных экономических интересов. И в частности, направление их – на российский берег. Закон предусматривает создание в стране добавленной стоимости, загрузку российских фабрик, развитие берега. Приходит конец схемам, когда в России вычерпывается рыба и уходит на переработку в Китай и др. страны. ФАС берёт под контроль иностранное участие в добывающих компаниях.
И третье основное – это привлечение инвестиций в развитие Дальнего Востока, создание кластеров на принципах новой логистики, сетевой кооперации и новых центров прибыли. На этом направлении у нас стартовали Свободный порт Владивосток, ТОРы, идёт отбор инвестиционных проектов на беспрецедентные льготы за последнее время со стороны государства. Главный акцент в них сделан на инновации.
Одновременно сейчас также приняты изменения и в Закон о портах в части стимулирования инвестиций в портовую инфраструктуру. Здесь государство тоже настаивает на своих интересах в части обязательств к арендаторам причалов и объектов портовой инфраструктуры. На этом направлении без модернизации и новостроя нам тоже не обойтись. Предстоит обустроить инфраструктуру Севморпути, и в частности наших дальневосточных портов.
Рыбаки в основном смотрят с позиции распределения квот и прибыли, а государство ставит в приоритет другие факторы, поэтому и шли такие разногласия. Кто же такой для государства эффективный пользователь, к которому постепенно перейдут все квоты? Это – судовладелец, построивший свой флот в России, чей улов приносит добавленную стоимость в России и даёт мультипликативный эффект в России.
В заданной правовой реальности сегодня легче приходится крупным компаниям, и это характерно у нас не только в рыбной отрасли. Здесь у ФАС открывается целая ниша, предстоит большая работа. Надо тщательно продумать политику в части создания условий равного доступа к ресурсу, к инвестиционным квотам малому и среднему бизнесу в ситуации, когда всё складывается в пользу крупных компаний.
Есть, конечно, и ряд спорных факторов. Неожиданный разворот получила прибрежка, которую в самый последний момент внесёнными поправками развернули в сторону стимулирования строительства живорыбных судов. Такая модель промысла в наших реалиях не характерна, и судов таких у нас практически нет. Что также означает и разворот в сторону строительства крупных береговых мощностей для сдачи рыбы с таких судов. Принятый законопроект сложный и непрямого действия. Однако если рассматривать его как основные принципы развития, а на множество подзаконных актов как возможность гибкого регулирования на период практически в 17-18 лет, то всё выглядит и не столь уж драматично. Хотя многих тревожит отсутствие на сей момент понятного и чёткого механизма распределения инвестквот, а также как будет работать повышающий коэффициент 1,2 для прибрежного рыболовства.
К примеру, в Дальневосточном бассейне у нас: если рыбопромышленник вылавливает 100 т. рыбы (минтай, камбала), а городу Магадану достаточно 10 т. охлаждённой рыбы, то куда девать остальные 90 т.? Зимой при -20 градусов мороза рыба вообще замерзает, как её привезти в свежем и охлаждённом виде? На Западном бассейне: калининградские рыбаки все свои уловы перерабатывают на берегу, как в их случае будет работать коэффициент? Больше всего вопросов, конечно же, сейчас вызывают подзаконные акты, в которых и будут прописаны все эти механизмы. Вот такая она сегодня наша непростая рыбная политика.
Источник: Морские порты России Информ-24