Пограничники задержали 7 судов, заявив, что рыбаки выдали дрифтерные сети за поверхностные ловушки. В Росрыболовстве говорят, что операция была полностью согласована с ведомством. Не оставили тему без внимания и в Совете Федерации.
С этого года добыча анадромных видов рыб в российских водах дрифтерными сетями запрещена, но тема не закрыта: тех, кто отправился на промысел, обвинили в подмене орудий лова. Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району сообщило, что 23 и 24 июня инспекторские группы с участием представителя Северо-Восточного теруправления Росрыболовства и научного сотрудника КамчатНИРО осмотрели и задержали семь судов. «В ходе осмотра было установлено, что рыбодобывающие суда используют плавные или дрифтерные сети, незначительно изменив в них элементы конструкции и при этом выдавая их за «поверхностные ловушки», – заявили в пограничном управлении.
В отношении судовладельцев возбудили административные дела по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, флот доставили в порт Петропавловск-Камчатский. В Росрыболовстве уточнили, что речь идет о пяти судах сахалинской приписки и двух – камчатской.
Ситуация не могла остаться без внимания СМИ. «Газета.Ру» 29 июня сообщила, что экипажи четырех российских рыболовных судов, задержанных пограничниками по подозрению в браконьерстве, написали письмо главе ФАР. «…рыбаки утверждают, что не нарушали закона и ловили рыбу приспособлениями, которые были разработаны во Всероссийском НИИ рыбного хозяйства, которое подведомственно Росрыболовству», – говорилось в публикации.
В самом рыбном ведомстве четко заявили: подмена была, а действия операции полностью с ним согласованы. Как рассказали Fishnews в пресс-службе Росрыболовства, тема обсуждалась на совещании главы федерального агентства Ильи Шестакова. «Браконьерство будет строго пресекаться, и нарушители ответят по всей строгости закона. У всех заинтересованных в дрифтере не должно возникать никаких иллюзий безнаказанности», – пригрозил Илья Шестаков.
«С начала путины, стартовавшей с 1 июня, рыбаки в долине реки Камчатки стали замечать нерку со следами объячеивания, позже им удалось с вертолета зафиксировать на видеозапись запретный промысел. Кроме того, примерно за неделю до морского рейда тревожные сигналы о нарушениях стали поступать и от пограничников», – рассказали в пресс-службе.
Распространило ведомство и информацию об орудиях лова: «Основная часть браконьерских орудий лова состоит из сетного полотна, изготовленного из синтетических тканей диаметром от 0,8 до 2 мм и посаженного на верхний и нижний подборы, один из которых короче другого, что характерно для дрифтерных жаберных сетей. Более того, направляющие крылья должны состоять из ячей для пропуска рыбы, чтобы она, минуя их, заходила в ловушку, однако вся рыба была поймана именно крылом, а не ловушкой. И крыло, как и дрифтерная сеть, дрейфовало в море на протяжении нескольких километров», – заявили в ФАР.
По мнению заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука, рыбакам были созданы условия, «чтобы они работали нормально». Представитель ведомства напомнил, что в этом году в правила рыболовства для Дальневосточного бассейна были внесены изменения. В границах исключительной экономической зоны разрешено использование тралов, кошельковых неводов и поверхностных ловушек. Поверхностные ловушки были разработаны ТИНРО и ВНИРО и предложены для использования рыбакам, рассказал Петр Савчук. Подмена орудий лова была намеренной, считает он.
Заместитель главы Росрыболовства заявил, что мониторинг промысла продолжится, так как закон только начал действовать. Кроме того, добавил он, можно будет более четко стандартизировать орудия лова.
Большой интерес к инциденту с задержанными судами проявили в Совете Федерации. На заседании 29 июня палата рассматривала важнейшие для отрасли многостраничные изменения закона о рыболовстве. Тем не менее сенатор Борис Невзоров (один из авторов закона о запрете дрифтера) решил остановиться на теме задержания. Он практически дословно повторил информацию от пограничников, а также добавил, что, как ему сказали, «по одному из пароходов возбуждено уголовное дело». Суда, по словам Бориса Невзорова, оформлены как российские, но их хозяевами фактически являются японцы.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обратилась к главе Росрыболовства и сенаторам с призывом использовать все административные возможности и ресурсы вместе с правоохранительными органами. «Контроль надо ужесточить до такой степени, чтобы все понимали, что лазейки закрыты, и нарушать закон в России никому не позволительно», – заявила председатель палаты.
Подробная информация по ситуации с закрытием дрифтерного промысла тихоокеанских лососей – документы и комментарии – собрана в специальной рубрике на сайте «Открытой отрасли».
Источник: Fishnews