Для островитян упрощается промысел в прибрежной шестимильной зоне

Ещё весной власти региона подготовили предложения для президента и правительства России по упрощению промысла в прибрежной зоне. Тогда инициативу – сделать рыболовство в шестимильной зоне более доступным для жителей Сахалина и Курил – поддержали на самом верху, включая Владимира Путина.  А на минувшей неделе приказом Минсельхоза внесены соответствующие изменения в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Поправки вступили в законную силу второго августа.

Несколько месяцев назад правительство региона чаяния целых поколений островитян решило сделать былью, существенно облегчив доступ к промыслу в прибрежной шестимильной зоне небольшим коммерческим компаниям и рыболовам-любителям. Не секрет – у Сахалина и Курил можно ежегодно добывать 30–40 тысяч тонн «живого серебра»: треску, навагу, камбалу, морского окуня. А также кальмара, мидий и так далее. Однако этот промысел, если смотреть с колокольни крупных компаний, затратный и нерентабельный. Зато, организовав лов с помощью маломерных судов и лодок, принадлежащих отдельным гражданам, предприятиям малого и среднего бизнеса, он может стать полезным для населения и прибыльным для тех, кто оседлает этот морской «конек». 

Чтобы использовать потенциал рыбаков, озаботились упрощением доступа к этому промыслу – устранению административных барьеров. Тем более открывающиеся возможности призваны не только сделать наш общийстол богаче. Свежая рыба должна быть доступной по цене. Попутно и другие задачи решатся – это обеспечение занятости жителей прибрежных районов, новые возможности для малого и среднего бизнеса. Теперь, согласно обновленным Правилам рыболовства, у островитян появилось право вести добычу в прибрежной шестимильной зоне с помощью разрешенных орудий лова – с применением судов и лодок длиной до 24 метров.

Обещано: регистрация участников станет вестись в максимально упрощенной форме. Для получения разрешений, гражданам стоит обратиться в отделение многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту жительства (пребывания). А юридическими лицами будет заниматься Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства. Его руководитель Александр Таратенко заверил: регистрацию участников намерены проводить в кратчайшие сроки.

Ожидаемое «серебро»

Обязательное условие – вся добытая продукция для дальнейшей продажи (или переработки) должна поставляться на берег. Уловы нельзя будет использовать для производства рыбопродукции на судах. Делается это с благой целью – способствовать загрузке береговых перерабатывающих мощностей островов и насыщению местного рынка.

Чтобы промысел в прибрежной зоне приводил к желаемому результату, власти региона заранее занялись созданием инфраструктуры для приемки и продажи уловов. Первый такой пункт организован в заливе Мордвинова на базе компании «Мальки-тур». В ближайшие дни подобные точки приема заработают на предприятиях «Александровское» (Александровск-Сахалинский район) и «Невод» (Томаринский район). В дальнейшем они появятся в Невельске, селах Стародубское и Взморье Долинского района, где рыбаки смогут приобрести лед для сохранения добычи, выгрузить и взвесить улов, оформить промысловый журнал. И продать рыбу торговым сетям, кафе и ресторанам. Равно как и отдельным покупателям на специально организованных рынках. Этот конвейер: море – берег – рынок должен шириться и работать, как хорошие часы.

В первую очередь, отметили в региональном правительстве, это касается районов западной части Сахалина, таких, как Александровск-Сахалинский, Томаринский и Невельский районы.

Областные власти разрабатывают и программу поддержки для участников прибрежного промысла. Суть ее в том, чтобы они могли брать в лизинг необходимые суда и оборудование. Также область решила восстанавливать заброшенные ковши портовых пунктов на побережье Сахалина и Курил. Чтобы у рыбаков был тыл – убежище на время шторма, где можно и непогоду переждать, и, если надо, перегрузить улов.

Рыбаку всегда не просто

Суда в лизинг, конечно, реальный шаг навстречу рыбаку. Но вот СергейСлот, вернувшийся на днях в Южно-Сахалинск с любительскойрыбалкив Татарском проливе (поймал три небольших трески), добавляет:

– В идеале хотелось бы видеть и дальнейшие шаги. Например, чтобы правительства страны или области покупали небольшие суда и передавали их в щадящую аренду тем, кто жизнь свою без рыбацкой доли не мыслит.

А профессиональная рыбачка из Холмска, попросившая называть себя просто Тоня, добавляет, что, по ее мнению, пока от послаблений больше всего выиграют браконьеры:

– Я даже не знаю, как обуздать их аппетиты. Мне, например, чтобы поймать в море десять тонн лосося, нужно потратить два миллионарублейтолько на невод. Плюс зарплата людей, амортизационные отчисления, куча налогов. И не факт, что окуплю. Потом, наши браконьеры и нерестовые реки способны оставить без лосося.  Приведу и такой пример из жизни. Специализированного рынка или магазина у нас в районе нет. Недавно, чтобы порадовать гостей, приехавших с материка, пришлось нестись в Южно-Сахалинск, где цена на гребешок 1600–1700 за кило, хотя не так давно он стоил 400–600рублей. А продавцы еще и нагнетают: мол, бери, в будущем году его вообще может не оказаться в Анивском заливе – браконьеры «выкосят» подчистую. О стоимости крабов боюсь и заикнуться: таких запредельных цен нет ни в Корее, ни в Японии. Говорю, потому что знаю – бывала там не раз. 

Ей отчасти вторит глава ассоциации рыбопромышленников Корсаковского района Анатолий Осадчий:

– Для рыбаков-любителей новые правила – да, несут облегчение, – замечает он. – Правда, многие не знают, как удержать себя в новых рамках. И вижу пока сплошное браконьерство. Считаю, нужны лицензии. Да и рыбацкую культуру необходимо воспитывать тоже.

Анатолий Кобелев, председатель ассоциации рыбопромышленников Анивского района, продолжает мысль коллеги, особенно по части дефицита культуры:

– Во всем мире нет шестимильных зон, тем не менее, любой гражданин Республики Корея, Японии, Вьетнама или Тайланда может на своей лодке выйти в море, поймать рыбешку и потом съесть или продать. У них веками выработалась особая культура, которой у нас, к сожалению, нет: рачительного, а то и трепетного отношения к природе. А нашему люду только дай волю – все могут вычерпать, не оглядываясь на то, что останется в море потомкам. И значит, в контексте шести миль, стоило бы ужесточить закон к нарушителям правил лова. Вседозволенность, полагаю, чревата. Запасы того же гребешка, известный факт, подорвали именно «любители» в Анивском заливе из-за чрезмерной жадности. Многие сейчас не знают, как удержать себя в новых рамках. Поэтому жду сплошного браконьерства.

А в Правде готовились заранее

Село за южной окраиной Холмска, громко названное в советское время Правдой в честь главной газеты СССР, действительно, приятно удивило. Как мне поведал директор компании «Морбиоресурс» Вадим Рыжук, он с коллегами основательно подготовился к работе по новым прогрессивным правилам.

– Перво-наперво, мы выкупили морской ковш у бывших хозяев, которым он достался от канувшего в Лету рыболовецкого колхоза, – рассказывает Вадим Вадимович. – Стали приводить объект в надлежащее состояние. Налаживаем производство льда, фасовки. Приобрели достойныйхолодильник, озаботились усилением флота. Сделали другие операции. Нашли поддержку у Андрея Сухомесова, главы районной администрации. Так что будем готовы к давно ожидаемому прибытию в 2017 году в Татарский пролив большого косяка ивасей – надеемся взять 150–200 тысяч тонн этой вкусной рыбы. Но беспокоит вот что. В новых правилах по шестимильной зоне отражены не все традиционные места лова. Нет, например, Невельского района и ряда других. Не везде оборудованы еще и места сдачи улова. В минувшую пятницу был у куратора отрасли, зампреда островного правительства Игоря Быстрова. Обратил его внимание, что даже Холмский район, как и Корсаковский, западная часть Анивского залива и ряд других мест, отсутствуют в новом перечне льготнойрыбалки. Что, остальные – нелюди? Игорь Михайлович пообещал оперативно разобраться и помочь. Так что, надеюсь, и в обозримом завтра накормим островитян уже подзабытой многими отличной рыбой.

Нужна и всеобщая информированность людей. Так, Павел Прусаков, рыболов-любитель из села Новиково Корсаковского района, в минувшее воскресенье сообщил:

– Мы в селе, пока вообще ничего не слышали про новые правила…

Вместо послесловия

Ранее руководство региона договорилось с пограничным управлением ФСБ России по Сахалинской области, что со стороны последних не будет излишнего администрирования. Более того, Сергей Кудряшов, начальник этого управления, отметил, что сотрудники поддерживают начинание островного правительства по либерализации прибрежного промысла. Кроме того, оказалось, на маломерные суда, ведущие лов только в дневное время, устанавливать дорогостоящую спутниковую связь не требуется. Они обязательны только для работающих в море ночью.

На что в правительстве региона пообещали необходимое оборудование сделать доступным  по цене для островитян, ведущих  промысел в шестимильной зоне. 

Между тем

По мнению дальневосточных ученых, уловы сардины иваси иногда достигали 600 тысяч тонн. Эта рыба распространена на обширной акватории – от берегов острова Тайвань до Татарского пролива и берегов восточной Камчатки. Часто и совершенно неправильно ее называют сельдью. Иваси, хотя и входит в обширное семейство сельдевых рыб, является только ближайшей родственницей настоящей тихоокеанской сельди и относится к другому роду – сардинопс. Это некрупная, не превышающая в длину 25 сантиметров, рыба. У берегов Сахалина и Приморья появляется 10–12 лет подряд – после очень большого перерыва в несколько десятков лет.

Кстати

В связи с вступлением в силу изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, агентство по рыболовству Сахалинской области разработало памятки для юридических лиц, а также граждан, осуществляющих любительское и спортивное рыболовство. В ближайшее время они будут размещены на сайте агентства.

Источник: MK.ru