Российское рыболовное судно М-0239 “Мелькарт”, задержанное в среду норвежской береговой охраной в районе архипелага Шпицберген, было отпущено вечером того же дня и в настоящий момент продолжает вести промысел. Об этом в четверг заявил корреспонденту ТАСС заместитель генерального директора компании-судовладельца “Мурман сифуд” Александр Борисов.
“Судно вернулось на промысел. Стандартная проверка, проводившаяся норвежской стороной, закончилась. Факт нарушений до конца не установлен, у них были вопросы к нам, у нас – к ним, однако в настоящее время к судну претензий нет”, – сказал собеседник агентства.
Причиной для задержания российского траулера стало подозрение в том, что с борта судна в море сбрасывалась рыба, что запрещено норвежским законодательством. В полиции норвежского Тромсе, которая занимается данным случаем, и посольстве РФ пока не могут дать комментариев.
“Мелькарт” был задержан внутри так называемой рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена. Российские рыбаки имеют право вести там промысел, при этом, с точки зрения Осло, внутри зоны для них действуют норвежские правила рыболовства, в том числе касающиеся выбросов рыбы. Российская дипломатия этого мнения не разделяет, отмечая, что правовой режим этих вод регулируется нормами международного права, относящимися к открытому морю. Москва неоднократно заявляла о недопустимости задержания российских рыболовных судов внутри рыбоохранной зоны и настаивала на том, что меры к нарушителям должны приниматься российскими властями по представлению норвежской стороны.
Арктический архипелаг Шпицберген, который норвежцы называют Свальбардом, расположен между 76-й и 80-й параллелями. Он был передан под суверенитет Норвегии после Первой мировой войны. Хотя Шпицбергенский трактат, подписанный в 1920 году, и закрепил суверенитет страны над архипелагом, все участники договора, а это более 40 государств, имеют равные права на эксплуатацию его ресурсов. При этом экономическое присутствие на нем сейчас поддерживают лишь Норвегия и Россия.
В вопросе о статусе вод и шельфа вокруг архипелага два государства по-разному толкуют положения трактата. Несмотря на особый международный статус архипелага, Норвегия в 1977 году в одностороннем порядке распространила на 200-мильную акваторию вокруг Шпицбергена статус рыбоохранной зоны, на что, с точки зрения России, королевство не имело права.
Источник: ТАСС