В деле о квотах поставлена точка. Совет Федерации утвердил, а президент Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов», информирует «Тихоокеанская Россия».
Горячие споры остались в прошлом. Принципы, по которым будет работать отрасль в ближайшие 15 лет, определены и обрели силу закона. Вот основные изменения, которые вводит новый закон.
С 2019 года будет действовать новая система квот на вылов водных биоресурсов. Введена новая категория: «Квоты добычи водных ресурсов, предоставленные на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства».
Распределять квоты добычи на инвестиционные цели будет федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. Это будет сделано в долевом соотношении по итогам отбора инвестиционных проектов и закреплено в договоре. Предполагается, что инвестиционная квота составит 20% от общего размера квоты, из этого объема 15% пойдет на проекты строительства судов, а еще 5% — на предприятия по рыбопереработке. Таким образом, правительство хочет использовать рыбный ресурс для развития судостроительной промышленности и стимулирования доставки уловов на российских берег.
Квоты будут закрепляться на срок до 15 лет. Новый закон увязывает их предоставление с определенными требованиями к тому лицу, которое их получит, и оформлением имущественных прав.
В договоре должны быть указаны сроки, суммы инвестиций и график строительства объекта, а также ряд условий, по которым договор может быть расторгнут. Регулируется и возможность передачи прав на объект от одного лица другому. Еще предстоит в качестве нормативного документа создать типовой договор со всеми перечисленными условиями.
Для получения государственных средств потребуется финансовое обеспечение или обеспечение правами на добычу в объеме не менее 50% «уловов водных биоресурсов, добываемых при осуществлении промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и необходимых для обеспечения объектов инвестиций». Это не менее 50% уловов, которые и должны обеспечить объект инвестиций.
Те виды и районы промысла, на которые распространяется положение об инвестиционных квотах, как и порядок проведения конкурсов, отбора и прочие технические детали, должно будет определить правительство.
Отбор инвестиционных проектов будет осуществляться по заявкам, а если совокупное количество запрошенных лимитов превысит 100% долей квоты на инвестиционные цели, отбор будет осуществляться на конкурентной основе.
В подзаконных актах будут предусмотрены критерии и прозрачные процедуры отбора инвестиционных проектов.
С учетом позиций рыбопромышленников, судостроителей и финансовых институтов в механизме отбора проектов и распределении инвестквот будут учтены риски всех заинтересованных сторон.
Еще одно важное нововведение: теперь, если предприниматель или предприятие хотят сохранить за собой право на вылов, они должны выбирать два года подряд не менее 70% квот.
Ранее этот порог составлял 50 процентов. Вескими причинами неосвоения квот могут быть лишь чрезвычайная ситуация, прекращение деятельности или запрет рыболовства уполномоченными органами. Предусматривается обязательство по освоению в течение двух лет подряд не менее 70% квот на рыбопромысловых судах, принадлежащих лицу на праве собственности или используемых им на основании договора лизинга. Также допускается выбирать этот лимит на судах, используемых на основании договоров бербоут-чартера или тайм-чартера, если речь идет об одной группе лиц.
Особенно жаркие споры вызвал пункт о прибрежном рыболовстве. Часто на обсуждениях в Общественной палате и в Госдуме звучали мнения о том, что предлагаемые нововведения не нужны. Какие же изменения предлагаются?
Исчезает само деление квот на прибрежные и промышленные.
Вместо этого заключается единый договор, что позволит снизить административные барьеры. Рыбопромышленник сможет самостоятельно выбрать для себя условия промысла — прибрежное, либо промышленное рыболовство. При этом при выборе прибрежного промысла рыбак может получить квот на 20% больше. Однако рыбу можно доставлять на берег только в живом, свежем и охлажденном виде, перегрузка в море запрещена. За такой свежей продукцией будет установлен особый контроль в части ее дальнейшего перемещения. Именно доставка на российский берег свежего сырья станет теперь основной задачей прибрежного рыболовства.
На обсуждениях многие указывали, что у рыболовецких колхозов, как правило, имеются лишь небольшие старые суда, которые невозможно переоборудовать под свежее сырье. И свободных средств у таких предприятий обычно нет. Хотя вопрос этот, мягко говоря, спорный. Тем не менее закон оставляет возможность поставки на берег и мороженой продукции. Просто такие предприятия не будут получать повышающего коэффициента.
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков признает, что риски есть, однако в той схеме, которая существовала изначально, малому и среднему бизнесу было сложно конкурировать с океаническим рыболовством.
«Мы оставили малому и среднему бизнесу все налоговые льготы, что даст им определенное преимущество, — говорит Илья Шестаков. — Кроме того, тем, у кого суда действительно старые, ничто не мешает также принять участие в инвестиционных квотах и построить новое судно».
В отличие от средних и крупных судов, с небольшими как раз нет особых проблем на отечественных верфях. При разработке серийных образцов «Объединенная судостроительная корпорация» может строить их быстро и относительно недорого. А еще опыт показывает, что на небольших предприятиях на Севере огромное значение имеет квалификация руководителя, его знания и организационные способности. Льгот малому бизнесу по всей стране предоставлено уже немало, а для прибрежного рыболовства повышающий коэффициент 1,2 дает значительные преимущества перед крупными компаниями, учитывая колебания ОДУ, иногда превышающие эти 20%.
Также в законе есть норма, на которой особенно настаивали руководители регионов: прибрежное рыболовство может осуществлять только то лицо, которое зарегистрировано как предприниматель в данном субъекте Российской Федерации. Таким образом, количество «московских рыбаков» может вскоре заметно сократиться. Новые квоты также будут выделяться на 15 лет.
Илья Шестаков, руководитель Росрыболовства: «После вступления закона в силу мы ожидаем серьезных позитивных сдвигов. Это позволит сделать серьезный шаг в обновлении флота и развитии береговой переработки, в развитии прибрежных регионов. В целом документ направлен на создание таких условий, в которых рыбакам будет выгодно увеличивать объемы поставок на российский берег, обеспечивать отечественного потребителя качественной рыбной продукцией. Хочу отметить, что это вопрос не только продовольственной безопасности, это вопрос качества питания, здоровья нации, экономического благосостояния отрасли и страны в целом».
Евгений Назин, председатель «Рыбного союза»: «Государство впервые дает возможность рыбопереработчикам быть участниками процесса вылова, выделяя им инвестиционные квоты, при условии полной переработки рыбы на территории России на вновь построенном рыбоперерабатывающем комплексе, а также стимулирует рыбаков больше рыбы отправлять на берег для последующей переработки. Это гарантирует приток инвестиций в рыбоперерабатывающий сектор экономики России. Таким образом, поправки в федеральный закон «О рыболовстве» отражают решения президиума Госсовета и будут способствовать повышению вклада отрасли в ВВП России».
Александр Галушка, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока: «Ежегодно Дальний Восток обеспечивает две трети общего вылова рыбы в России. Это колоссальный потенциал, но он пока не работает на экономический рост. Теперь ловишь рыбу на Дальнем Востоке — обязан или рыбопереработку на берегу построить, или купить российские суда, и мы будем стараться, чтобы эти суда были произведены именно в нашем регионе. В прошлом году в регион были привлечены инвестиции в объеме 1,18 трлн рублей. Формирование 12 территорий опережающего развития позволило обеспечить 496 млрд рублей инвестиций. Государственная поддержка крупных проектов составила 308 млрд рублей, Свободный порт Владивосток — 156 млрд рублей, поддержка инвестпроектов со стороны Фонда развития Дальнего Востока — 88 млрд рублей, новая федеральная целевая программа развития Курильских островов — 69 млрд рублей, комплексный план развития Комсомольска-на-Амуре — 63 млрд рублей. За этими цифрами стоят реально заработавшие новые механизмы, институты и проекты развития макрорегиона. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом».
Источник: Тихоокеанская Россия со ссылкой на журнал «Русская рыба»