Россия уйдет от сырьевого экспорта в рыбной отрасли. Для достижения амбициозной цели в стране будут созданы современные суда с перерабатывающими комплексами на борту.
Россия намерена постепенно уходить от сырьевого экспорта в рыбной отрасли. Через 10-12 лет доля продукции высокой степени переработки в поставках за рубеж увеличится с сегодняшних 6% до 40%.
Как сообщает Росрыболовство, такой прогноз сделал замминистра сельского хозяйства РФ – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на XI международном конгрессе рыбаков во Владивостоке.
Развитию отрасли поможет новая стратегия развития, которая предполагает изменение структуры производства и качественную трансформацию экспорта, уход от сырьевой направленности внешней торговли. Это позволит снизить поставки сырья на переработку в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в три раза и увеличить в два раза экономическую отдачу от экспорта, считают в Росрыболовстве.
Как заявил Илья Шестаков, значительный недоиспользованный потенциал есть, к примеру, у минтая. В настоящее время половина добавленной стоимости, полученной при его освоении, остается за пределами РФ. Аналогичная ситуация складывается по треске, пикше, тихоокеанским лососям, камбале.
“На территории России необходимо развивать внутреннее производство продукции с повышенной добавленной стоимостью, обеспечивать безотходность переработки, а это невозможно без современных новых производственных комплексов – рыбопромысловых судов и береговых перерабатывающих заводов. Сегодня главная задача – обеспечить эффективность и конкурентоспособность строящихся объектов, как рыбопромысловых судов, так и рыбоперерабатывающих фабрик”, – сказал глава Росрыболовства.
Илья Шестаков также представил долгосрочную стратегию развития рыбохозяйственного комплекса, которая предусматривает изменение структуры внутреннего производства рыбной продукции, уход от сырьевого экспорта, повышение эффективности промысла. Эти меры, по его мнению, приведут к экономическому росту отрасли до 5% ежегодно и удвоению ее вклада в ВВП к 2030 году.
Для стимулирования инвестиционной деятельности власти рассчитывают и на эффект от выделения “инвестквот”.
Росрыболовство планирует начать прием заявок на инвестиционные квоты с 2017 года. С учетом господдержки в виде квот на инвестиционные цели в РФ в ближайшие 5-6 лет необходимо построить около 50 новых рыбопромысловых судов и несколько крупных рыбоперерабатывающих заводов.
За счет инвестиционных квот Росрыболовство рассчитывает привлечь в отрасль 200 млрд рублей инвестиций до 2022 года, из них 120-150 млрд рублей может прийтись на Дальний Восток, сказал глава ведомства – заместитель министра сельского хозяйства Илья Шестаков, выступая на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
Список водных биоресурсов для распределения инвестиционных квот будет расширен за счет дальневосточной трески, палтуса, терпуга, камбалы, кальмара, макруруса и наваги, сообщил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов на рыбацком конгрессе во Владивостоке.
“Инвестиционные квоты планировались на добычу минтая, трески, сельди и пикши. Это наиболее рентабельные биоресурсы, которые позволяют часть прибыли от них направлять на инвестиции. По поручению президента РФ к ним добавились треска дальневосточная, палтус, терпуг, камбала, кальмар, макрурус и навага”, – сказал представитель Росрыболовства.
Позже полпред президента в ДФО Юрий Трутнев поручил включить в этот список виды краба, добываемого в Дальневосточном бассейне.
А Росрыболовство переформатировало проекты подзаконных актов по квотам на инвестиционные цели. Для расчета максимальной доли квоты предлагается использовать валовую вместимость судна и годовую производственную мощность берегового завода.
Предусматривается, что сведения об объекте инвестиций, о планируемой годовой производственной мощности или дедвейте, и о долях, на которые претендует заявитель в конкретном бассейне или районе действия международных договоров, должны указываться в заявлении на “инвестквоту”.
По новому проекту, “заявитель вправе претендовать исключительно на закрепление и предоставление долей всех видов водных биоресурсов в одном рыбохозяйственном бассейне или районе действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов”.
Предполагается, что максимальный объем закрепляемой доли будет рассчитываться в случае строительства судна как произведение предусмотренной инвестпроектом валовой вместимости судна на бассейновый коэффициент. Для Дальневосточного бассейна это коэффициент 0,001, для Северного и районов действия соглашений между СССР и Норвегией – 0,003, для Западного – 0,024, для Волжско-Каспийского – 0,085.
Если речь идет о строительстве (реконструкции) берегового завода, тогда годовая производственная мощность объекта инвестиций умножается на коэффициент 0,5.
Также Росрыболовство разработало механизм поддержки строительства средне- и малотоннажных судов и небольших рыбоперерабатывающих фабрик с использованием квот на инвестиционные цели. Он дополнил комплекс мер, вошедших в проекты актов правительства по распределению инвестквот.
“Они будут задействованы на промысле дальневосточной трески, палтуса, терпуга, камбалы, кальмара в Дальневосточном бассейне. Требования к переработке на борту этих судов не устанавливаются, потому что эта рыба для внутреннего рынка и после минимальной переработки сразу поступает в продажу”, – пояснил Василий Соколов.
В частности, предусмотрено выделение квот в четырех основных зонах промысла: у Восточной и Западной Камчатки, Северных и Южных Курил.
По оценке Росрыболовства, в этих зонах сосредоточены значительные объемы водных биоресурсов, освоение которых может быть эффективным на базе средних и малых производственных комплексов. В каждой зоне может быть выделено около 20-30 тыс. тонн в рамках инвестквот.
Для Северного бассейна также вводится дополнительный тип объекта инвестиций – завод небольшой мощности, от 5 тыс. тонн сырья в год. “При этом, развивая производство на основе квотируемых водных биоресурсов, инвесторы могут одновременно использовать и неквотируемые объекты промысла (иваси, скумбрия, командорский кальмар и другие). Это позволит обеспечить высокую загрузку флота и снизить риски инвесторов”, – считают в Росрыболовстве.
Как заявил Илья Шестаков, подготовленные подзаконные акты обсуждены с рыбопромышленниками, заинтересованными ведомствами, представителями банковских и судостроительных компаний. “В целом, отраслевое сообщество положительно оценивает проекты. Многие замечания и дополнения мы учли. В ближайшее время документ будет доработан и внесен в правительство. На наш взгляд, механизм получается рабочим, прозрачным и отвечает поставленным задачам”, – сказал он.
В настоящее время эксперты рыболовной отрасли расходятся во мнениях в отношении способности российских верфей быстро построить суда для глубокой переработки водных биоресурсов. Некоторые представители отрасли выступают за то, чтобы российским компаниям в рамках программы господдержки инвестквотами разрешено было строить суда за рубежом.
“Поскольку в соответствии с поручением президента РФ измененным законом о рыболовстве одним из условий господдержки определено строительство флота на российских верфях, речь о строительстве российских судов за рубежом в рамках программы господдержки можно вести только в случае серийности, то есть за рубежом построить первое судно серии (пусть даже без поддержки инвестквотами), получив при этом необходимые компетенции как по самому производственному процессу, так и по приемке. А затем перенести опыт строительства на российские верфи. Это было бы самое целесообразное решение”, – объяснил Interfax-Russia.ru председатель совета Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Юрий Алексеев.
С его мнением согласен и гендиректор “Русской рыбопромышленной компании” (РППК) Андрей Тетеркин.
По его мнению, предложения о строительстве головного судна серии за рубежом с последующей передачей технологий и наработок российским партнерам является наиболее правильным вариантом реализации огромной и амбициозной программы по обновлению российского рыбопромыслового флота.
Рыбопромышленник отметил, что отечественные верфи пока не имеют опыта строительства крупнотоннажных судов. Все cуда, которые сейчас эксплуатируют рыбаки, были построены в основном за пределами России – в первую очередь на Украине и в Восточной Германии.
“Чтобы подготовиться к реализации такой масштабной программы, а мы говорим о строительстве десятков крупнотоннажных судов, необходимо использовать лучший мировой опыт. Для этого целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть вариант, при котором головное судно (или прототип) будет построено в кооперации российской верфи с одним из зарубежных партнеров, который имеет опыт реализации подобных проектов. А в дальнейшем уже все остальные суда серии будут построены в Российской Федерации”, – сказал Андрей Тетеркин в интервью порталу Fishnews.
Он объяснил, что в таком случае головное судно, скорее всего, потеряет возможность претендовать на получение дополнительных “инвестиционных квот”.
“Тем не менее, на наш взгляд, именно такой подход значительно снизит риски, связанные с реализацией всей программы, и ускорит достижение ее целей. Если обратиться к истории, то один из наших царей, не имея собственной экспертизы, отправился сначала сам, а потом отправил других поучиться в Европе и уже потом использовал этот опыт для строительства. Мне кажется, что в этом случае можно последовать его примеру”, – уточнил Андрей Тетеркин.
Он пояснил, что есть еще нюансы в новом законодательстве, которые требуют внимательного отношения. В первую очередь это необходимость сохранения достаточных стимулов для инвесторов – рыбопромысловых компаний по строительству именно крупнотоннажного флота, который используется для добычи самых массовых объектов – минтая и тихоокеанской сельди. На эти виды приходится более половины российской рыбодобычи – около 2,3 млн тонн из 4,5 млн тонн совокупного вылова страны. И в основном, на две трети, эти два самых массовых и важных для страны объекта добывает крупнотоннажный флот.
Как сообщалось, РРПК, работающая на Дальнем Востоке, планирует построить шесть крупнотоннажных судов с использованием нового механизма инвестиционных квот.
По словам гендиректора РРПК Анатолия Володина, новые крупнотоннажники будут производить продукцию всей линейки глубокой переработки – филе, фарш, сурими, жир, муку, обеспечив практически 100% использование вылавливаемого ресурса.
Андрей Тетеркин отметил, для реализации большого проекта уже ведутся переговоры с возможными партнерами, в том числе и иностранными. Это, по мнению гендиректора РРПК, поможет создать условия, когда в максимальной степени будет использоваться имеющийся зарубежный опыт, и в дальнейшем это позволит реализовать программу в России.
“Мы говорим в основном о европейских верфях – это Испания, Голландия, Норвегия, Германия, Турция, Хорватия. Имеется, наверное, порядка пяти-десяти верфей, теоретически способных реализовать проект, но этим список и ограничивается. Это не десятки верфей, способных справиться с такой задачей. На тихоокеанском побережье, к сожалению, опыта строительства таких сложных, самых современных траулеров для работы в условиях Дальневосточного бассейна нет”, – отметил он.
Источник: Interfax-Russia.ru, обозреватель Александра Лоскутова