В Чёрном море продолжается путина хамсы. Корреспондент «Крымской газеты» побывал на рыбоморозильном траулере «Конструктор Байбаков» и пообщался с моряками, вернувшимися в Инкерман из 12-суточного рейса.
Капитаном этого судна уже четыре года является Андрей Симонов. Он признался «Крымской газете», что рейс был очень трудным.
– Лов вели у Кавказских берегов, в районе Железного Рога, в тяжелый осенний штормовой период, – пояснил капитан. – Именно шторм не позволил нам вернуться раньше, приходилось укрываться от непогоды. Обычно рейс длится неделю, нынешний чуть ли не вдвое длиннее. Если быть точным, то одиннадцать с половиной суток. Зато мы сумели добыть 319 тонн первоклассной хамсы. Этой рыбы хватит, чтобы накормить тысячи крымчан.
Моряки познакомили нашего корреспондента с технологией добычи хамсы — процессом постановки и выборки трала, обработки, заморозки и брикетировании рыбы.
Лов рыбы идёт и днём, и ночью. Косяки находят с помощью эхолота и гидромонитора.
– Эхолот видит пространство под судном, а гидромонитор то, что сбоку, вокруг, – рассказал старший помощник капитана Павел Процык. – Правда, мы полагаемся не только на приборы, но и на интуицию опытного и знающего капитана, который знает, где и в какое время может находиться рыба. Днём хамса чаще на глубине, а ночью, как правило, на мелководье.
Когда косяк найден, начинается постановка трала. Это буксируемое орудие лова длиной около 200 метров. Он представляет собой конусообразный мешок из сетки, удерживаемый в раскрытом состоянии. «Конструктор Байбаков» использует разноглубинный пелагический трал, предназначенный для ловли рыбы в толще воды — пелагиали.
– Раскрытие трала регулируется по вертикали (в среднем это 15 метров) и горизонтали (около 60 метров). Вот с таким захватом идёт траление хамсы, – пояснил трал-мастер Виталий Стоянов. – Постановка трала занимает около 20 минут. И начинается она с команды «Пошёл трал!». Тут в работу включаются лебёдчики. Траление идёт по-разному, но в среднем – около 7 минут. Решение на выборку трала принимает капитан. В нынешний рейс мы выполнили 27 тралений.
Как только трал поднимают на борт, рыбу из него сразу же направляют в специальную ванную с помощью воды, которую подают насосы.
– Рыба идёт по транспортёрам в цех или другую ванну, в зависимости от количества добытого, – рассказал Павел Процык. – В обработке рыбы участвуют шесть человек и подвахта (моряки, сменившиеся с вахты, – ред.). Рыба поступает в специальную порционную ёмкость из нержавеющей стали, а оттуда – в лоток, а затем идет на заморозку. Этот процесс должен быть максимально коротким. Чем меньше времени проходит от вылова рыбы до её заморозки, тем выше качество продукции. За обработкой хамсы и её заморозкой следит технолог.
Экипаж судна – 33 моряка, среди них нет ни одной женщины. Работают на судне, в основном, крымчане, хотя есть несколько человек из других регионов РФ.
Все моряки вернулись в Инкерман бородатыми. Говорят, в рейсе бриться некогда.
– Да и с бородой теплее, – улыбаются они. – Особенно зимой, в открытом море, на ветру, когда то снег, то дождь…
Первый большегруз с хамсой, которую добыли моряки «Конструктора Байбакова», отправился в Симферополь.
Как рассказал «Крымской газете» заместитель руководителя Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Иван Сокол, крымские промысловики уже достигли рубежа прошлого года и добыли 52 700 тонн рыбы.
– Лов, однако, продолжается, впереди целый декабрь, – отметил Иван Сокол. – Нет сомнения в том, что крымские рыбаки превзойдут показатели прошлого года. Мы обеспечиваем черноморской рыбой не только крымчан, но и другие регионы России. Трудный период перехода и адаптации наших рыбаков с украинского законодательства и рынка сбыта на российские завершен, сложилась нормальная логистика. Нашу черноморскую рыбку уже распробовали и с удовольствием едят в разных регионах России.
Источник: Крымская газета