Одной из главных проблем российского рыболовства является старение рыбопромыслового флота
Меры господдержки необходимы для развития рыбопромышленной отрасли в России. Это стало одним из главных тезисов выступлений на IV Международной конференции “Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы”, завершившейся в Мурманске.
Участниками конференции стали более 200 делегатов из 10 стран и разных регионов России – рыбопромышленники, судостроители, эксперты и чиновники. Вице-губернатор Мурманской области Алексей Тюкавин в своем выступлении отметил, что это почти вдвое больше, чем в прошлом году.
“Конференция собрала более 200 участников из 10 стран, что показывает растущий интерес к отрасли рыболовства и важность обсуждаемых вопросов”, – сказал Тюкавин.
Флот требует обновления
Одной из наиболее острых проблем делегаты конференции назвали старение рыбопромыслового флота. Как отметил в докладе замглавы Росрыболовства Петр Савчук, концепцией развития отрасли до 2030 года, которая разрабатывается сейчас, предусмотрена замена половины флота.
“Обновление флота – это условия обеспечения экономического роста страны. Инвестиции на обновление флота должны составить 400 млрд рублей”, – сказал Савчук.
По словам представителей рыбопромышленного сектора, сейчас примеры обновления флота единичны. Председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев сообщил, что за последние три года компаниями региона построено лишь три новых судна, при этом обновления требует почти половина флота. “Сегодня у предприятий региона 99 судов подошли к возрасту списания при общем числе флота в 230 судов”, – отметил Григорьев.
Решением проблемы должно стать готовящееся постановление об инвестиционных квотах. Проект постановления правительства РФ, работа над которым сейчас продолжается, предусматривает выделение квот предприятиям рыбной отрасли, построившим новые суда. Согласно нововведениям, дополнительный объем квот в размере 20% будет предоставляться под инвестиционные обязательства по строительству новых судов на российских верфях или рыбопромышленных предприятий.
Как сообщил глава Ассоциации прибрежных и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко, у компаний региона уже есть договоренности о строительстве трех новых судов. “Договоры могут быть подписаны сразу после принятия федеральным центром решения о выделении инвестиционных квот”, – сказал он.
Представители верфей подтверждают готовность к строительству. Свои возможности и новые проекты на конференции представили судостроители из Санкт-Петербурга, Выборга и Ярославля.
Зарубежный опыт
Готовность к сотрудничеству в обновлении и модернизации флота подтвердили и представители зарубежных государств. В частности, генеральный консул Норвегии в Мурманске Уле Линдеман отметил, что между Россией и Северным Королевством сотрудничество в рыбной отрасли продолжается по разным направлениям. Однако при заказах на иностранных верфях меры господдержки уже не будут работать – инвестиционные квоты предусматривают строительство только на отечественных предприятиях.
Но судостроение – не единственная сфера международного сотрудничества. Руководители Союза рыбопромышленников Севера, Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурманска и Союза рыбаков Норвегии подписали в рамках конференции соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает реализацию большого плана совместных мероприятий заполярных и норвежских рыбаков – это будут семинары, встречи, круглые столы. Среди направлений для обсуждения – экология, безопасность мореплавания, выделение квот, модернизация оборудования и другие.
Наработки зарубежных коллег вызывают большой интерес у российских рыбаков. Так, рыбопромысловые компании Заполярья намерены перенимать опыт норвежских рыбаков для расширения спектра районов рыболовства и видов добываемых биоресурсов.
Как отметил министр рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Андрей Иванов, у норвежцев исторически накоплен большой опыт рыболовства, который позволяет поставлять населению самые разные виды биоресурсов. “В рамках сотрудничества мы будет перенимать этот опыт”, – сказал Иванов. Речь, в частности, идет о способах тралового лова в прибрежной зоне со сложным рельефом дна.
Улов – на переработку
Еще одной сферой господдержки должен стать перерабатывающий сектор рыбной отрасли. Савчук отметил, что на продукцию с высокой добавочной стоимостью, то есть продукцию с глубокой переработкой, сегодня приходится не более 30% в общем объеме производства рыбной продукции. “Нам нужно развивать переработку, а не экспортировать сырье”, – сказал он.
Необходимость мер по развитию береговых предприятий обозначила и губернатор Мурманской области Марина Ковтун. “Введение нормы, поддерживающей наряду со строительством и модернизацию действующих производств, позволит увеличить глубину переработки водных биоресурсов и сделать продукцию более конкурентоспособной”, – отметила Ковтун.
Одним из примеров решения этой проблемы стал инновационный проект, соглашение по которому подписали в рамках конференции. Он предусматривает переработку отходов рыбной промышленности в продукцию для фармацевтики и пищевой промышленности, в том числе для производства кормов для животных. Такую разработку осуществили ученые из Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО). На конференции отметили, что сотни тысяч тонн такой продукции ввозят в Россию из-за рубежа – спрос на нее в стране очень высок.
Эксперты уточнили, что помимо решения проблемы импортозамещения в этой сфере, разработка важна с экологической точки зрения. Она позволяет сделать переработку рыбы безотходной, что избавляет от необходимости утилизировать ее.
Источник: ТАСС