Доклад заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Васильевича Шестакова на расширенном заседании Коллегии «Итоги деятельности Федерального агентства по рыболовству в 2016 году и задачи на 2017 год» (Москва, 30 марта 2017 г.)

Уважаемые члены коллегии и участники заседания!

2016 год стал особенным, во многом переломным для отечественного рыбохозяйственного комплекса. Были приняты важнейшие изменения в закон о рыболовстве, которые в среднесрочной перспективе изменят облик всего рыбохозяйственного комплекса, создадут задел для модернизации отрасли, обновления флота, создадут стимулы для перехода на более качественный уровень работы.

В первой части сегодняшнего доклада я хотел бы начать с других ключевых стратегических направлений дальнейшего развития отрасли, которые, как мы считаем, должны оказать положительное влияние, позволят решить и другие накопившиеся проблемы.

В 2016 году большая работа проведена по актуализации долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса. Содержание нового отраслевого документа стратегического планирования на период до 2030 года в целом определено и получило поддержку от бизнес-сообщества. Напомню, что действующая стратегия на срок до 2020 года была разработана в 2008 году с учетом положения дел в отрасли по состоянию на 2007 год. Этим отчасти объясняются отклонения в исполнении ключевых показателей, которые по большей части стали просто неактуальными.

Помимо устаревания действующей стратегии необходимость разработки нового документа обусловлена не более чем удовлетворительными экономическими результатами и новыми вызовами для индустрии. Сегодня руководством страны поставлена задача обеспечить рост экономики на уровне не менее 4% в год. Речь идет о создании экономики нового типа и постепенном уходе от сырьевой направленности.

Необходимо признать, что в предыдущие годы рыбохозяйственный комплекс был весьма далек от этого. Так, средний темп роста оборота в валютном выражении – а на экспортную выручку в последние годы приходится свыше 70% общего оборота – в последние пять лет составил около 2%, что сопоставимо с уровнем инфляции. Валовая прибыль организаций при этом не росла, что говорит о потере рентабельности и извлекаемой добавленной стоимости. Это не удивительно, учитывая степень износа основных средств и в целом низкий уровень технологий и производительности труда. Недавнее ослабление курса рубля возымело эффект, в первую очередь для экспортеров, но, как вы понимаете, данный фактор – я бы назвал его «единовременный всплеск» – принципиально положение вещей не изменил.

Из года в год мы говорим о том, что около 90% отечественной продукции – это мороженая рыба, то есть продукция с низкой добавленной стоимостью. На мой взгляд, сырьевая направленность остается одним из главных рисков отечественного рыболовства в условиях современной, глобальной экономики. Цены на продукцию «от производителей» последовательно снижаются. Можно взглянуть и на примеры из других отраслей. Так, за последние пять лет цены на такие товары, как кофе, уголь, каучук, сахар, кукуруза снизились на 15-25%. При этом специфика отечественного рыболовства состоит в крайне ограниченном потенциале роста объемов производства в ряде ключевых сегментов, который не может компенсировать снижение цен на сырьевые товары. В этой связи ускоренная трансформация структуры производства, строительство высокотехнологичных судов и береговых заводов, развитие портфеля продуктов и новых рынков потребления становится верной стратегической линией.

Большое влияние на будущее российской рыбной индустрии оказывает изменение промышленной стратегии Китая. По статистике, рыба – товар номер один в отечественном экспорте пищевой продукции на китайском направлении. Объем торговли превышает 1 млрд долларов. Между тем, рост стоимости труда и проблемы в банковской системе привели к тому, что за последние годы десятки крупных китайских предприятий переориентировались с переработки и реэкспорта российской рыбы на удовлетворение потребностей растущего внутреннего рынка. Для таких операций российское сырье востребовано, но уже в меньшей степени.

Наряду с экономическими вызовами интересы национальной продовольственной безопасности требуют поддержания весьма высокого уровня среднедушевого потребления и самообеспечения. Между тем, покупательская способность населения в последние годы находится на относительно низком уровне. Постепенно происходит замещение импорта в таких сегментах, как лососевые, сельдь, скумбрия, однако риски для продовольственной независимости сохраняются, особенно, если отмена продуктовых контрсанкций произойдет в краткосрочной перспективе. Мы уже давно говорим о необходимости выхода на прямые поставки, построения интегрированных холдингов, некоторые компании уже начали этим заниматься, наиболее прогрессивные, чётко понимающие тенденции рынка.

Какой может быть формула развития рыбной отрасли в условиях обновленной системы целей и сложившихся рисков? В первую очередь речь идет о реализации нескольких масштабных, комплексных инвестиционных программ. Мы видим точки роста в развитии глубокой переработки прежде всего тресковых рыб, увеличении добычи скумбрии и сардины на Дальнем Востоке, а также в развитии морских биотехнологий. По прогнозам Всемирного банка и ФАО ООН производство муки, жира и продуктов на их основе, включая индустрию пищевых и промышленных добавок на основе кислот Омега-3, будет самым быстрорастущим сектором глобальной индустрии морепродуктов в следующие 10 лет. Совсем по-другому уже видятся перспективы возобновления отечественного промысла антарктического криля. Российская аквакультура может демонстрировать значительный экономический рост за счет развития лососеводства и марикультуры. Существует объективная потребность в строительстве объектов рыбохозяйственной инфраструктуры, в первую очередь, припортовых холодильных комплексов на Дальнем Востоке. Рыбной отрасли требуются по-настоящему крупные частные инвестиции, и, по согласованным с бизнесом оценкам, такие инвестиции могут быть эффективными.

Основным результатом реализации стратегических программ может стать удвоение вклада рыбохозяйственного комплекса в национальный ВВП через 10 лет. Такой рост может быть обеспечен благодаря кратному увеличению добавленной стоимости, получаемой российскими пользователями при эффективных освоении и переработке водных биоресурсов. В первую очередь, это касается минтая. Только в этом сегменте производство филе, фарша и конечных пищевых продуктов, а также переработка отходов производства позволит увеличить вклад отрасли в российскую экономику более чем на 40 млрд рублей. В результате доля присутствия России на основном рынке потребления минтая – в Европейском союзе — может вырасти с 8% до 40% и более. 

Если говорить об экспорте в целом, то его структура может претерпеть серьезные изменения: доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общей стоимости экспорта поднимется с 7% до минимум 30%. При этом удельная стоимость экспорта возрастет с 1,9 до 2,5 долларов за кг.

Таков, даже по скромным оценкам, экономический потенциал отечественного рыбохозяйственного комплекса, который предстоит извлечь в следующие 10-15 лет.

В целом хочу еще раз подчеркнуть – в существующем виде, с весьма скромными инвестициями в развитие отрасль будет не в состоянии показывать ускоренный рост. Более того, пользуясь терминологией профессора Адизеса, если не провести системные изменения, совсем скоро для рыбного хозяйства может наступить «преждевременное старение». Исходя из этого, стимулирование притока частных инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности отрасли является безусловным стратегическим приоритетом на ближайшие годы. В проекте стратегии мы заложили не только задачи, но и механизмы их реализации как нефинансовые, так и необходимость финансового субсидирования отрасли по ряду направлений.

Стратегия экономического роста призвана в большей степени раскрыть потенциал освоения биоресурсов. Обеспечение же продовольственной безопасности во многом будет определяться качеством работы по развитию внутреннего рынка потребления. Предстоит совместными усилиями государства и бизнеса обеспечить качественное продвижение продукции в условиях конкуренции за ограниченный бюджет покупателя с импортной продукцией и с другими белками. Большая роль в этом процессе отводится проекту «Русская рыба», на базе которого будет последовательно формироваться полноценный маркетинговый институт международного уровня. Рассчитываем, что с реализацией инвестиционных проектов появятся в значительных объемах новые и традиционные продукты высокого качества для конечного потребления. Будут развиваться инфраструктура холодной цепи и новые форматы торговли, включая электронную коммерцию. Три компонента – качественный маркетинг, качественный продукт и качественная логистика – залог развития потребления рыбы в России.

Пользуясь случаем, хотел бы анонсировать проведение в 2017 году серии общественных обсуждений долгосрочной стратегии развития отрасли, в том числе на площадке первого Международного рыбопромышленного форума, который состоится в сентябре в Санкт-Петербурге. Рассчитываем, что новая стратегия будет утверждена Правительством Российской Федерации до конца 2017 года.

Наряду со стратегическим планированием 2016 год был ознаменован совершенствованием отраслевой нормативно-правовой базы. По-настоящему определяющим стало заседание Президиума Государственного совета при Президенте России, состоявшееся в ноябре 2015 года. В истекшем году большая работа была проведена по исполнению поручений Президента России по развитию рыбохозяйственного комплекса. Безусловно, событие номер один – вступление в силу обновленного закона о рыболовстве. Напомню, что закон предусматривает сохранение исторического принципа распределения и увеличение срока действия квот добычи водных биоресурсов до 15 лет, а также повышение порога освоения водных биоресурсов собственным или находящимся в лизинге флотом до 70%. Эти меры помогут увеличить горизонт планирования и снизить инвестиционные риски для рыбопромышленников, а также в значительной степени устранить проблему квотных рантье. Производится трансформация режима прибрежного рыболовства и вводится единое промысловое пространство, что позволит в целом увеличить эффективность освоения водных биоресурсов. С введением повышающего коэффициента к квоте в случае доставки уловов на берег в охлажденном виде создан стимул для развития прибрежных территорий. 

Особняком стоит одна из самых «горячих» тем – квоты в инвестиционных целях. Как я уже отмечал, отрасли требуется приток частных инвестиций, и инвестквоты вводятся как эффективный инструмент стимулирования инвестиций в тех сегментах, где существует серьезный потенциал роста. Одновременно российские судоверфи получают мощный спрос на строительство флота. Ключевое слово – эффективный. Без дополнительных бюджетных расходов инвестквоты способны, по оценкам экспертов, привлечь свыше 200 млрд рублей инвестиций в строительство флота и береговых заводов в течение 5-7 лет. В результате могут быть построены свыше 100 судов и 10 крупных береговых заводов, что позволит увеличить годовой вклад отрасли в ВВП более чем на 50 млрд рублей. Это внушительный рост экономической отдачи от освоения биоресурсов: свыше 50% в среднем на тонну вылова. Так что, речь здесь идет не о квотах под киль, а, если угодно, о квотах под добавленную стоимость. Инвестквотам будет посвящено отдельное выступление Петра Степановича Савчука сегодня.

К сожалению, подзаконные акты в отношении инвестквот не удалось утвердить до конца 2016 года. Однако, в данном случае, считаю, качество гораздо важнее скорости. На этой неделе соответствующие проекты будут направлены в Правительство РФ. 

Уважаемые коллеги, теперь я хотел бы перейти непосредственно к основным показателям рыбохозяйственного комплекса и результатам деятельности Росрыболовства в 2016 году.    

Производственные показатели отрасли заслуживают самых высоких оценок. В 2016 году российские рыбаки достигли наивысших показателей добычи за последние 20 лет. По оперативным данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи, общий объем добычи водных биологических ресурсов составил 4 млн 670 тыс. тонн, что почти на 5,5% выше уровня 2015 года.

В 2016 году впервые после более чем 25-летнего перерыва российскими рыбаками возобновлен промысел сардины иваси, вылов которой составил около 6,7 тыс. тонн. Также добыто тихоокеанской скумбрии около 8 тыс. тонн.

Финансовые результаты 2016 года также можно оценить положительно. Оборот организаций отрасли составил 290,9 млрд рублей, что в действующих ценах на 11,1% больше, чем в 2015 году, а объем валовой добавленной стоимости, составляющей основной вклад в ВВП – 217,8 млрд рублей, что на 6,6% выше уровня 2015 года.

Если посмотреть на данные о торговле, мы видим, что объем поставок на экспорт в 2016 году несколько возрос: прирост составил 6%. Но произошло это не за счет сокращения поставок на рынок внутренний, а за счет дополнительных объемов производства.

Одновременно, общий объем импорта рыбной продукции в Российскую Федерацию в сравнении с 2015 годом снизился на 8,7% и составил 511,6 тыс. тонн. В этой связи хотел бы отметить факт принятия постановления Правительства, устанавливающего запрет на допуск продуктов при осуществлении госзакупок в случае, если страной происхождения не являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения. Данная мера введена с целью поддержки отечественных производителей и во исполнение поручения Президента России по итогам заседания Президиума Госсовета 2015 года

Таким образом, доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке, по предварительным оценкам, составила порядка 83%, что выше порогового значения показателя, определенного Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

В структуре показателей рыбохозяйственного комплекса аквакультура пока занимает скромное место. По оперативной информации Минсельхоза, по итогам 2016 года объем производства товарной рыбы составляет 174 тыс. тонн, посадочного материала – 31,3 тыс. тонн. Таким образом, объем производства продукции составляет чуть более 200 тыс. тонн. При этом рост к 2015 году составил более 30%.

В средне- и долгосрочной перспективе аквакультура остается одной из точек роста отрасли, и Росрыболовство будет продолжать оказывать различного рода поддержку производственным предприятиям, а также работать над совершенствованием отраслевого законодательства. Я говорил о лососеводстве и марикультуре как об источниках долгосрочного экономического роста. Пресноводная аквакультура, на которую сегодня приходится свыше 70% объемов производства, должна сохранить и преумножить свою роль как важного инструмента обеспечения продовольственной безопасности.

Не могу не коснуться еще одного важного направления –воспроизводства. В настоящее время в ведении Росрыболовства находится 107 рыбоводных предприятий. По оперативным данным, выпуск молоди водных биологических ресурсов в 2016 году составил чуть более 9 млрд штук, что на 2,6% меньше показателя 2015 года. Плановое задание по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в 2016 году в целом по стране выполнено на 85%. Основная причина отставания от плана – пониженный объем выпуска юридическими лицами за счет собственных средств.

Перспективы повышения эффективности воспроизводства связаны с завершением проводимой организационной реформы. Уже создано и начало свою деятельность Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главрыбвод». Данное решение позволяет сконцентрировать активы на базе единого балансодержателя, централизовать и повысить качество управленческих функций, снизить административные расходы и оптимизировать государственные закупки.

Непросто сложился год для отраслевой науки. К сожалению, мы продолжаем сталкиваться с сокращением бюджетного финансирования. В 2016 году было выполнено около 1,3 тыс. экспедиций, что на 11% меньше 2015 года. Такое положение вещей позволяет науке выполнять лишь поддерживающую функцию, в то время как интересы отрасли требуют расширения объемов и спектра исследований. При этом началось проектирование новых современных научно-исследовательских судов, которое должно закончиться к 2018 году. В 2017 году, я думаю сможем определиться и по источникам финансирования строительства этих судов. Имеются резервы для повышения эффективности деятельности научных учреждений. На определенные недостатки указали правоохранительные органы и Счетная палата Российской Федерации. За последнее время в системе управления научными учреждениями было принято несколько кадровых изменений. Хотел бы пожелать успехов новому руководству профильного управления и головного института и акцентировать ваше внимание на необходимости устранения недостатков, продолжения работы по оптимизации расходов и внедрению новых методов оценки запасов и сбора данных.

Традиционно мы уделяем повышенное внимание отраслевому образованию. Общий план приема на обучение за счет средств федерального бюджета, установленный Минобрнауки России образовательным организациям Росрыболовства, составил 2975 человек по программам среднего профессионального образования и 4010 человек по программам высшего образования. По итогам 2016 года в образовательные организации Росрыболовства принято на обучение 10,8 тыс. человек, из них 6,9 тыс. человек – на обучение за счет средств федерального бюджета. Таким образом, плановые показатели были в целом выполнены.

Несколько слов об охране водных биоресурсов и контрольно-надзорной деятельности. В 2016 году была продолжена реализация национального плана по противодействию ННН-промыслу. Итоги весьма позитивны: если в 2015 году удалось проконтролировать законность вылова около 60% вывозимых из Российской Федерации водных биоресурсов, то в 2016 году этот показатель достиг 80%. Одновременно, сложная обстановка с соблюдением законодательства в сфере рыболовства остается во внутренних водоемах. Как и в предыдущие годы, количество выявленных нарушений превысило 100 тыс. Работа по пресечению оборота незаконно добытых водных биоресурсов проводится как силами территориальных управлений Росрыболовства, так и совместно с правоохранительными органами. В целом, с учетом произошедшего 10% сокращения штатной численности территориальных управлений Росрыболовства, необходимо отметить стабильные результаты работы на данном направлении.

Большое внимание в ушедшем году также было уделено повышению эффективности федерального контроля и надзора в сфере рыболовства. На решение этой задачи была нацелена работа созданной по инициативе Росрыболовства и ФСБ России межведомственной рабочей группы. За 2016 год на 13 заседаниях было обсуждено 25 вопросов,оказывающих влияние на эффективность рыболовства и осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биоресурсов. Деятельность рабочей группы в 2016 году оценена положительно, в том числе и бизнес-сообществом, что повлияло на решение продолжить ее работу и в текущем году. Благодарю всех коллег за проделанную работу.

Наряду с совершенствованием контрольно-надзорной деятельности снижению административных барьеров в отрасли будет способствовать внедрение программно-технического комплекса «Электронный промысловый журнал». Уже сегодня такой комплекс установлен и функционирует примерно на ста судах рыбопромыслового флота. Ведение электронного журнала, с одной стороны, позволяет снизить издержки рыбаков и ввести элементы электронного документооборота, с другой стороны, повысить эффективность контрольных мероприятий и улучшить возможность получения достоверной оперативной информации о результатах рыболовства. Хорошее начало положено. Необходимо продолжать информатизацию отрасли.

В 2016 году продолжалась работа по повышению эффективности использования государственного имущества рыбных терминалов морских портов, находящегося в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс». Разработан и Распоряжением Правительства утвержден план мероприятий по модернизации и развитию портовой и рыбохозяйственной инфраструктуры. Заключен ряд долгосрочных договоров аренды имущества, включая такой важный объект как Находкинский морской рыбный порт. Много раз нам вежливо пытались объяснить, что ничего у нас в этом направлении не получится и надо сдать причалы несмотря на потерю специфики, но уверен, что результат принятого нами решения будет положительным. По сути опять мы нефинансовыми активами сможем улучшить ситуацию в рыбохозяйственной инфраструктуре.

Эффективность морских рыбных терминалов – одно из слагаемых успешного развития товаропроводящей инфраструктуры, так называемой «холодной цепи». Важно, чтобы современные, высокотехнологичные логистические комплексы появились по всей стране. Без этого невозможно развитие внутреннего рынка потребления. В этой связи можно отметить ввод в эксплуатацию в 2016 году второй очереди оптово-распределительно центра в поселке Селятино Московской области емкостью единовременного хранения замороженной продукции 30 тыс. тонн. Ряд объектов уже функционирует по маршруту Транссиба. Словом, динамика положительная.

Тем не менее, в целом рыбная логистика все еще остается одним из системных рисков для отрасли. В особенности, когда речь заходит о доставке рыбы с Дальнего Востока в центр железнодорожным транспортом. Росрыболовство уделяло и будет уделять повышенное внимание совершенствованию всех элементов логистической цепи. В 2016 году активно работала совместная рабочая группа с Минпромторгом, Минтрансом и ОАО «РЖД». Не все вопросы удалось решить. В частности, еще предстоит определить механизмы обновления подвижного состава и парка рефконтейнеров. Вместе с тем, есть и тактические успехи. Так, благодаря операционным улучшениям в работе железнодорожных операторов, в том числе за счет развития практики регулярных маршрутных поездов, совместными усилиями удалось добиться снижения средней стоимости доставки рыбопродукции с Дальнего Востока, а также увеличить скорость доставки. Напомню, соответствующее поручение было дано Президентом по итогам заседания президиума Госсовета в 2015 году. 

Уважаемые коллеги, теперь я хотел бы отдельно остановиться на задачах на 2017 год. В материалах к заседанию общий перечень задач и плановых показателей представлен. В докладе мне хотелось бы выделить ключевые вопросы, выходящие за рамки привычной, текущей деятельности.

Первое. Необходимо завершить подготовку стратегии развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года, создать организационные и финансовые условия для ее исполнения.

Поручаю обеспечить создание Совета по стратегическому развитию рыбохозяйственного комплекса с участием представителей бизнес-сообщества как органа, осуществляющего мониторинг реализации стратегии и формирующего важнейшие для будущего отрасли инициативы.

Также совместно с ВАРПЭ организовать проектный офис с целью осуществления поддержки или прямого управления основными стратегическими программами, включая создание отраслевого института развития рынков на базе проекта «Русская рыба».

С целью обеспечения эффективной государственной поддержки реализации стратегии-2030 подготовить предложения по актуализации государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

Второе. Большая работа предстоит нам по принятию всех нормативно-правовых актов в реализацию нового закона о рыболовстве, нам с вами предстоит не только провести отбор инвестиционных проектов, но и самое сложное это провести кампанию по перезаключению новых договоров в 2018 году, учитывая тот бардак, который нам достался в наследство в государственном рыбохозяйственном реестре. Многое в реестре уже удалось привести в соответствие, но проблемные вопросы ещё остаются. В связи с этим хотел бы, с одной стороны, поблагодарить тех, кто выявляет и решает накопленные проблемы, но и также сказать, что готовится к проведению кампании мы совместно с территориальными управлениями и субъектами Российской Федерации должны начать уже сейчас. Поручаю профильному управлению разработать перечень мероприятий для решения этой задачи.

Третье. При организации рыболовства прошу обратить особое внимание на создание условий для развития промысла перспективных объектов. Необходимо подготовить планы мероприятий по развитию промыслов сардины иваси и тихоокеанской скумбрии, черноморской хамсы, каспийской кильки и иных перспективных водных биоресурсов. Отдельная комплексная задача – развитие рыболовства в Азово-Черноморском бассейне. Здесь весьма остро стоят вопросы обновления флота и развития береговой инфраструктуры.

Четвертое. В области аквакультуры необходимо продолжить совершенствование нормативной базы. Законодательство в этой сфере относительно молодое, его точечная настройка должна быть продолжена с учетом баланса интересов государства и бизнеса.

Крупным резервом развития аквакультуры является формирование новых рыбоводных участков и предоставление их в пользование. Большая работа проделана в этом направлении более 168 тыс. га новых участков сформировано, но этого все равно недостаточно. Некоторые руководители территориальных управлений не до конца, видимо, понимают необходимость развития этого направления, уже не раз говорил: аквакультура – это один из наших приоритетов. Даже ФАС сказала, что так мы сможем снизить стоимость рыбы на прилавках, поэтому за формированием новых участков будем пристально следить.

При этом не могу не упомянуть, что до сих пор Управлением аквакультуры совместно с нашими НИИ разрабатывается стратегия проведения компенсационных мероприятий, определение приоритетных объектов для выпуска, определение потенциально возможных перспектив и для аквакультуры. Год мы уже это все обсуждаем, а решений нет. Надеюсь к июню эта работа будет завершена.

Пятое. Профильному структурному подразделению и ВНИРО поручаю провести глубокий анализ состояния дел и подготовить план мероприятий по совершенствованию деятельности системы научных учреждений Росрыболовства, включая совершенствование организационной структуры и оптимизацию административных расходов, внедрение новых методов анализа данных и прогнозирования, разработку дополнительных механизмов привлечения средств коммерческих организаций для выполнения работ, развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Надо принимать решение по объединению НИСов на базе исследовательского флота ТИНРО-Центра. Прорабатывать вопрос о создании единого научного центр на базе ТИНРО-Центра в Дальневосточном федеральном округе.

Шестое. Охрана водных биоресурсов. Надо продолжить работу, связанную с пресечением организованного браконьерства, шире использовать командирование сотрудников из других теруправлений на периоды нереста. Активнее привлекать общественные организации. Закончить работу, направленную на возможность осуществления перекрестных полномочий между инспекторами Росрыболовства, Рослесхоза, Охотнадзора.

Седьмое. Продолжить работу по выявлению нарушений в подведомственных учреждениях и территориальных управлениях. Много проверок было проведено в 2016 году, по результатам которых были приняты кадровые решения, часть материалов была передана в правоохранительные органы. Необходимо выявлять и расставаться с сотрудниками, которые допускают нарушения действующего законодательства. Поддерживать и поощрять сотрудников, которые ведут борьбу с правовым нигилизмом и браконьерством в нелегких условиях.

Восьмое. Должны быть качественно и в установленные сроки выполнены соответствующие пункты плана мероприятий по модернизации и развитию портовой и рыбохозяйственной инфраструктуры. В первую очередь, это разработка и утверждение стратегии развития рыбных терминалов. Кроме того, предусмотрена подготовка предложений о механизме реализации инвестиционных проектов в отношении гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности, возможности применения концессий, создания приоритетных условий для доступа к инфраструктуре резидентов территорий опережающего развития и свободных портов.

Дополнительно, с учетом принятых Правительством решений, поручаю подведомственным учреждениям подготовить план по акционированию и приступить к его реализации.

Девятое. Административные барьеры рыбопромышленники часто называют одной из главных проблем рыбной отрасли и препятствий к развитию внутреннего рынка. Актуален этот вопрос и с точки зрения развития инфраструктуры морских рыбных терминалов. Рыбопромысловые и рефрижераторные суда, по-прежнему, часто обрабатываются и обслуживаются в иностранных портах. Необходим системный подход к снижению административных барьеров. Поручаю провести всестороннее обсуждение данной проблемы с участием заинтересованных органов власти, Агентства стратегических инициатив и бизнес-объединений с целью выработки комплексной дорожной карты по снижению административных барьеров.

 Десятое. Весьма остро стоит вопрос цен на рыбопродукцию. Одновременно, как показали недавние проверки с участием Роскачества, во многих случаях покупателям по высоким ценам предлагается товар низкого качества, например, так называемую охлажденную рыбу. Несмотря на то, что регулирование торговых сетей не является компетенцией Росрыболовства, мы не можем занимать пассивную позицию. Для исправления ситуации поручаю ужесточить контроль за выдачей предприятиям технических условий в отношении охлажденной и размороженной рыбопродукции, а также во взаимодействии с Россельхознадзором и Роскачеством за соблюдением условий хранения и реализации рыбной продукции в целом.

 Уважаемые коллеги, 2016 год был непростым, много сил мы вместе потратили на обсуждение ключевых изменений в законодательстве, отрабатывали механизмы предоставления инвестиционных квот, хочу поблагодарить всех, кто поддерживал нас, кто выражал конструктивную критику. Отдельно хочу поблагодарить наших коллег из Пограничной службы за совместную работу, четкое реагирование на возникающие проблемы у рыбаков, Генеральную прокуратуру и ФСБ за выявленные недочеты в нашей работе и конструктивное обсуждение вопросов по их устранению. Слова благодарности сотрудникам Росрыболовства, территориальных управлений, подведомственных организаций, которые честно и профессионально несли свою службу в непростых условиях. Год 2017-й будет не менее сложным, но и не менее интересным. Институты управления не должны отставать в своем развитии от изменившейся среды. Каждому из нас необходимо в чем-то измениться, улучшить свою работу. Уверен, многие из вас способны добиться хороших и даже выдающихся результатов. 

Благодарю за внимание и желаю всем успешной работы в 2017 году!

С презентацией доклада можно ознакомиться здесь