Рыбацкое сообщество, арктические регионы, отраслевая наука, Росрыболовство и МИД обсудили риски проекта Соглашения о предупреждении нерегулируемого промысла в центральной части Северного Ледовитого океана
Санкт-Петербург, 16 мая 2017 года. – В Санкт-Петербурге состоялся круглый стол по вопросам рыболовства в центральной Арктике. Встречу провел заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов. В заседании приняли участие представители Росрыболовства, МИДа России, Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), отраслевых научных и учебных учреждений и крупных рыбопромышленных предприятий.
Главной целью дискуссии стала выработка аргументированной, единой с рыбаками, наукой и субъектами Заполярья, позиции по мерам сохранения и управления рыболовством, которые отвечали бы интересам Российской Федерации в Арктике и должны быть учтены при доработке проекта Соглашения о предупреждении нерегулируемого промысла в центральной части Северного Ледовитого океана.
На сегодняшний день общая площадь акватории полярных вод, освободившейся в результате интенсивного таяния льда, составляет 2,8 млн кв. км, что открывает значительные перспективы, как для судоходства, так и для освоения новых нефтегазовых месторождений. Отмечая сокращение ледового покрова в Центральной Арктике, уже сейчас важно оценить перспективы осуществления рыболовства в этом регионе, при этом минимизировать риски по возникновению неконтролируемого промысла и ущерба для экосистем Арктики.
После подписания пятью приарктическими государствами – Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией – в июле 2015 года декларации о предотвращении нерегулируемого промысла в рассматриваемом районе по инициативе американской стороны к переговорному процессу по проекту Соглашения присоединились ЕС, Исландия, Китай, Республика Корея и Япония. Десять стран обсуждают проект документа на международном уровне в течение двух лет, у России сохраняются принципиальные замечания.
«Не секрет, что Арктика является последним большим регионом, в отношении которого не выработаны международные договоренности по рыболовству, хотя часть акватории Арктики регулируется одной из авторитетных международных организаций – НЕАФК, действие конвенции распространяется вплоть до Северного Полюса. Безусловно, толчком к разработке проекта Соглашения стало потепление в Арктике, сокращается площадь покрытия льда, есть предположения, что в отдаленной перспективе, если эта тенденция сохранится, а не поменяется на противоположную (как это уже было в практике наблюдения), запасы могут распространиться за пределы зон под национальной юрисдикцией арктических государств.
Однако пока достоверных сведений, что запасы распространились или в ближайшее время выйдут в Центральную Арктику нет, и перспективы неопределенны», – отметил Василий Соколов.
По словам заместителя руководителя Росрыболовства, в настоящее время единственная деятельность, которая возможна в центральной Арктике, – научная: только на четком понимании того, что происходит с рыбными ресурсами, может основываться дальнейшая работа.
Говоря о проекте Соглашения, Василий Соколов отметил, что в документе не нашли отражения такие наиболее принципиальные для нашей страны моменты, как особая роль приарктических государств. «Она фактически нивелирована, хотя мы неоднократно подчеркивали, что запасы в центральной части Арктики не могут проявиться ниоткуда, а только распространиться из экономзон арктических государств, которые и являются основными «держателями» запасов согласно конвенции ООН. Мы, арктические государства, уже регулируем эти запасы, предпринимаем все возможные меры для их рационального использования и сохранения, естественно, мы должны быть основными бенефициарами, основными государствами, принимающими решения», – пояснил он.
Здесь же возникает и вопрос процедуры принятия решений. Позиция России в том, что необходим консенсус либо всех 10 стран-участниц Соглашения, либо 5 приарктических государств. При этом следует отметить, что именно у России самая протяженная береговая линия в Арктике и наша наука внесла наибольший вклад в исследования запасов в регионе.
В сегодняшней редакции документа предлагается простое большинство, или 2/3 голосов, или ¾ голосов. В этом случае, Россия будет вынуждена выполнять решения, даже те, которые могут не соответствовать нашим интересам.
Также вызывает вопрос, как Соглашение будет коррелировать с конвенцией НЕАФК, и в целом есть опасения по поводу возможности создания дополнительных региональных организаций, причем нескольких, и дальнейшая передача им полномочий. Кроме того, в перечне моментов-разногласий – время вступления документа в силу, вопрос открытости Соглашения для присоединения внерегиональных государств, при этом географический охват нового механизма, по мнению России, прописан нечетко, в том числе беспокоит юридический статус архипелага Шпицбергена.
Свои точки зрения по поводу проекта Соглашения высказали ученые, рыбаки и субъекты, таким образом состоявшийся круглый стол стал аналогом общественных слушаний предлагаемого документа.
Согласно мнению представителей науки, требуется формирование базы данных, позволяющей не только раскрыть представление об имеющихся сведениях, но также акцентировать внимание на тех вопросах, которые в дальнейшем могут помочь в принятии управленческих решений. На сегодняшний день большинство исследований касаются или низших трофических уровней, или средних. При этом сами водные биоресурсы, обитающие в арктических водах, практически не исследованы.
Отечественные рыбопромышленники также сошлись в едином мнении, что в нынешнем виде принимать Соглашение нельзя. Его необходимо дорабатывать и найти приемлемые позиции для каждой из сторон «арктической пятерки».
По итогам заседания участниками решено продолжить работу над текстом Соглашения и представить единую позицию к следующему – решающему раунду переговоров.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства