Так поедим!
Россияне активно осваивают собственное производство сыров с плесенью, а в добыче и выращивании устриц и мидий мы настолько продвинулись, что через два-три года, по словам главы Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Ильи Шестакова, вообще откажемся от импорта. О том, как в целом у нас продвигается импортозамещение, «Российская газета» поговорила с экспертами.
Из-под воды достанут
Устриц в России можно как выращивать (вылов водных биоресурсов, здесь речь идет о так называемых диких устрицах), так и производить (продукция аквакультуры). Прошлый год отметился заметной динамикой сразу по двум этим направлениям. «Если раньше объемы исчислялись десятками тонн, то сегодня — уже сотнями», — рассказал «Российской газете» замруководителя Росрыболовства Василий Соколов.
На моллюсках в России специализируются преимущественно Кубань, Крым и Дальний Восток. Бизнес настроен на развитие не только с целью занять внутренний рынок, но и найти свою долю на внешних рынках, для которых актуальна продукция из России», — говорит Соколов.
Он напоминает, что крымские устрицы еще в прошлом столетии отправляли во Францию — это был продукт премиум-класса именно из России. «Спрос, если можно так сказать, существовал исторически». Так что по мере развития аквакультуры наша премиальная продукция появится и на зарубежных рынках», — уверен Соколов.
Экспорт рыбной продукции из России в 2016 году вырос на 6%. Одновременно на 8,7% упал импорт. Илья Шестаков, комментируя эти данные, отмечал, что отечественные рыбопромышленные компании стали уделять больше внимания внутреннему рынку. В результате с момента введения Россией продовольственного эмбарго доля рыбной продукции российского производства на прилавках выросла на четверть.
Своя плесень
Собственный камамбер, горгонзолу, бри в России, по свидетельству минсельхоза, начали выпускать в прошлом году.
По данным Росстата, общий объем производства сыров с плесенью на конец декабря составил почти 210 тонн. Сыровары говорят, что на самом деле цифра в разы больше. «Официальная статистика пока не учитывает продукцию небольших частных сыроварен, а их за последние два года стало очень много. Сейчас просто бум какой-то», — констатирует Олег Сирота, председатель оргкомитета Союза сыроваров России.
После введения продэмбарго в России начался бум небольших сыроварен. Теперь у нас есть свой бри и камамбер
Впрочем, в этом он не видит ничего удивительного. Заграничные сыры попали под санкции, люди начали скучать по этой продукции, «малыши» (маленькие частные предприятия) — быстро сориентировались и стали производить сыры сами. В том числе с плесенью.
Фермерские сыры — продукция достаточно дорогая, признает Сирота. Но дело не только в налете «элитности», за которую покупателям часто приходится приплачивать. Молока, пригодного для производства, не хватает, и стоит оно в России дороже, чем в той же Европе, есть проблема сбыта, поэтому много посредников и наценка часто доходит до 100%, перечисляет собеседник «Российской газеты». Но все это он считает «издержками роста». «Нужно время, чтобы решить проблему с сырьем и оборудованием — это у нас слабое место, наладить стабильное качество — оно, если говорить о небольших сыроварнях, из-за отсутствия должной техподготовки сейчас иногда «гуляет». Но потенциал у этого рынка огромный, спрос на продукцию есть, это мотивирует. Только бы санкции пока не отменяли», — говорит Сирота.
Пища наша
Доля импортного продовольствия в российских магазинах заметно снизилась. «Если в 2014 году она была на уровне 34%, то сейчас упала до 23%», — уточняет Елена Разумова, эксперт Аналитического центра при правительстве РФ со ссылкой на данные Росстата. При этом добавляет, что в последние полтора года этот показатель остается стабильным. Это может указывать на определенный предел импортозамещения, полагает Разумова.
Если смотреть ситуацию по конкретным товарным сегментам, в некоторых из них потенциал для увеличения доли отечественной продукции есть. В России, к примеру, остаются проблемы с производством собственного качественного молока, сливочного масла, в то время как спрос на них остается высоким.
По словам Елены Тюриной, директора Института аграрного маркетинга, наиболее заметных успехов в импортозамещении за последнее время добился отечественный мясной комплекс. Особенно производители свинины и мяса птицы. «Доля импорта свинины составляет сейчас около 10%, птицы — примерно 7%, — уточняет Тюрина. — Доля импортных овощей, которые выращиваются на открытом грунте, снизилась до 20%. По тепличным овощам к этой отметке мы приблизимся в перспективе 3-5 лет».
В целом отечественный агропромышленный комплекс испытывает сегодня небывалый рост активности инвесторов, констатирует Тюрина. Реализуются инфраструктурные проекты, связанные с логистикой и хранением, идет развитие производственных мощностей в результате чего растет конкуренция между сельхозпроизводителями… По мнению эксперта, все эти тенденции позитивны не только для экономики, но и для потребителей, так как ведут к замедлению роста цен.
Источник: Российская газета