В последний день мая на Выборгском судостроительном заводе заложили первый из четырех траулеров проекта ST-118L-ATF по заказу Архангельского тралового флота. Событие это укладывается в логику происходящего на наших глазах серьезного разворота российских рыбаков в сторону российских же верфей.
Северный заказ
Напомним, что на отечественных судостроительных заводах рыболовный флот до недавнего времени заказов практически не размещал. Новые сейнеры наши “рыбаки” все последние десятилетия предпочитали строить за границей — в Корее, в Китае или в Европе.
Перелом наметился только недавно. На Ленинградском судостроительном заводе “Пелла” строятся два краболова для владивостокской компании “Антей” по адаптированному шотландскому проекту PL-475. Первое судно заказчик, по планам, получит в 2018 году. Калининградский “Янтарь” в прошлом году заключил контракт на четыре траулера-морозильщика (проект 3095) для рыбодобывающего предприятия “Мурмансксельдь-2”. Еще три кошельковых сейнера проекта SK-3101R прибалтийские корабелы должны сдать дальневосточному рыбколхозу им. Ленина.
Архангельский траловый флот продолжил хороший почин, заключив в начале ноября 2016 года контракт с Выборгским СЗ на строительство четырех рыболовных траулеров проекта ST-116XL, разработанного компанией Skipsteknisk. О том, что северяне готовятся разместить такой заказ, было известно давно, но “рыбаки”, что называется, придерживали коней до последнего, ожидая, когда наступит ясность с вопросом так называемых “квот под киль”. Более того, в контракте особо прописали, что обязательным условием для его реализации станет вступление в силу механизма распределения инвестиционных квот.
В декабре 2016 года примеру Архангельска последовал Мурманск. Заказ на два траулера ST-116 разместила на ВСЗ мурманская рыбопромысловая компания “Норд-Пилигрим”. Проект ST-116 разработан все тем же проектантом Skipteknisk, только параметры у него поменьше: длина — 59,9 м, ширина — 15 м. Вариант, избранный архангельскими “рыбаками”, не зря имеет приставку XL, их траулер будет 80-метровой длины.
Вернее, таковы были первоначальные ожидания. Но в январе текущего года АТФ решил рискнуть и еще больше уйти в отрыв, заказав дополнительные метры. По опционному соглашению проект увеличили до 118-го с соответствующим ростом характеристик будущих судов: длина — 86 м, ширина — 17 м, усиление корпуса до класса Arc4.
Первый из этих траулеров как раз и был заложен 31 мая. Как и договаривались обе стороны, это произошло сразу после подписания премьер-министром Дмитрием Медведевым постановления по инвестиционным квотам.
Буквально накануне министр промышленности и торговли Денис Мантуров, выступая в Госдуме обозначил ту планку, которую ставит правительство для отрасли:
— Что касается мощностей, которые сегодня можно использовать для загрузки по рыбопромысловому флоту, средняя загрузка по предприятиям отрасли в целом 57 %. Из этого можно сделать вывод, что при тех прогнозах, которые мы получили от Росрыболовства, с учетом принимаемого правила “квоты под киль”, общая потребность составит более 400 единиц. Это и крупно-, и среднетоннажные, траулеры, сейнеры, морозильники, которые будут заказывать.
По его словам, министерство исходит из возможности производства от 4 до 6 крупных траулеров в год и от 16 до 20 единиц средних и меньших по объему рыболовецких судов.
— Мы со стороны государства в течение шести последних лет вкладывали средства в разработку новых моделей, образцов техники гражданского назначения, в том числе по судостроительной тематике. Исходим из того, что те задачи, которые стоят перед рыбопромысловым направлением, перед этой отраслью, наша судостроительная отрасль сможет полностью выполнить, — выразил уверенность министр.
“Кардинально изменит расстановку сил”
Для российских верфей эта закладка стала особенной. От того, насколько успешным будет опыт работы АТФ с Выборгским СЗ, зависит желание остальных заказчиков включаться в эту программу.
— Хочу сказать слова благодарности Архангельскому траловому флоту, который один из первых решился воспользоваться этим механизмом. Считаю, что у этих судов большое будущее, поскольку они рассчитаны не только на северный бассейн, но и на дальневосточный, — заметил участвовавший в церемонии глава Росрыболовства Илья Шестаков.
Надо заметить, что теме инвестиционных квот было закономерно посвящено большинство речей почетных гостей, прибывших в этот день в Выборг. А прибыло их немало — на трибуну взошли помимо собственно генерального директора Выборгского СЗ Александра Соловьева и исполнительного директора Архангельского тралового флота Сергея Несветова еще человек десять. Среди них — замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Николай Шабликов, руководитель Российского морского регистра Константин Пальников, вице-президент ОСК Валерий Федоров, заместители губернаторов Мурманской и Архангельской областей.
Особняком стояло, а потому воспринималось с особенным интересом, выступление директора по продажам проектной организации Skipsteknisk Ингеберге Уштрауме:
— Мы считаем, что этот траулер, который являет собой первое судно из серии, кардинально изменит расстановку сил в промысловом флоте в Баренцевом море. Траулер будет иметь на борту высокоэффективную фабрику, которая будет производить в день 110 тонн свежезамороженного филе, а также других рыбопродуктов. Отходы от переработки рыбы будут служить сырьем для современной рыбоперерабатывающей фабрики для производства рыбной муки, а также для производства высококачественного рыбьего жира богатого аминокислотами Омега-3. Энергоэффективность этого судна, предусматривающая низкое потребление топлива на главном двигателе, а также использование тепла выхлопных газов для выработки пара рыбоперерабатывающей фабрики знаменует собой новый стандарт при ведении промысла в открытых морях.
31 мая 2017 года в истории Выборгского судостроительного завода останется не только как день закладки первого в России рыболовного судна в рамках “квот под киль”. Представитель АТФ, привез в Выборг не только хорошее настроение и теплые слова в адрес заводчан, но и новый внушительный пакет контрактов.
— Сегодня мы подписываем с Архангельским траловым флотом контракты на постройку шести судов проекта ST-184 со сдачей крайнего заказа в конце 2021 года, что, во-первых, обеспечивает заводу загрузку на многие годы вперед, а во-вторых, обеспечит новыми судами рыбохозяйственные отрасли Российской Федерации, — сообщил во время церемонии закладки генеральный директор Выборгского завода Александр Соловьев.
К этому стоит добавить, что 18 мая ВСЗ подписал контракт с петербургской компанией “ФОР” на строительство двух траулеров по тому же 116-му проекту от Skipsteknisk, который в прошлом декабре решил строить “Норд Пилигрим”. А буквально вчера, 6 июня появилась информация о том, что сам “Норд Пилигрим” пересмотрел свой контракт с заводом и готов заплатить за увеличенный вариант — ST-116XL. Сумма заказа выросла почти на 10%, но сроки сдачи при этом не сдвинутся. Первый траулер мурманчане получат в июне 2019 года.
Судя по всему, первые ручейки “рыбацких” заказов потихоньку начинают превращаться в полноценную реку.
Источник: Корабел.ру