Возможность специалиста двигаться по образовательной траектории между вузами позволяет подготовить специалистов узкого профиля для решения конкретных задач в сфере аквакультуры
Ростов-на-Дону, 30 июня 2017 года. – Гибкие образовательные технологии и внедрение сетевых программ предложено внедрить в систему отраслевого обучения для подготовки специалистов в области аквакультуры. Вопросы кадрового обеспечения подняты на Всероссийском совещании, которое провёл заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства в Ростове-на-Дону 29 июня 2017 года. Специалисты Дальневосточного федерального университета представили концепцию образовательной системы и предложили объединить усилия с вузами Росрыболовства для обеспечения развития товарной аквакультуры в России.
Заместитель директора по развитию Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета кандидат биологических наук Вадим Кумейко обозначил важные направления отрасли, в которых практически нет специалистов и не развита образовательная практика, особенно это касается производства кормов.
«Необходимы специалисты в области переработки продукции и агропищевых биотехнологий, которые связаны с эффективным использованием водных биоресурсов, кадры для экономики и управления именно в области аквакультуры. В настоящее время выпускники вузов по специальности «аквакультура» такими навыками зачастую не обладают», – сказал Вадим Кумейко.
Для решения этой проблемы, по мнению преподавателя ДФУ, могли бы быть применены так называемые гибкие образовательные технологии. Ступенчатая подготовка кадров высшей квалификации, существующая в России, способна решать такие задачи.
«Три уровня образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура, позволяют профилировать специалистов под конкретную задачу, которую нужно решить отдельно взятому предприятию или разделу отрасли. Нужный результат принесла бы возможность специалиста двигаться по образовательной траектории между вузами. Например, получить образование в Пермской государственной сельскохозяйственной академии по специальности «Технологии производства продуктов животноводства», а потом поступить в магистратуру Дальневосточного федерального университета по специальности «Агропищевые технологии», и если еще пройти через аспирантуру в области биотехнологий, то на выходе мы получим агропищевого биотехнолога нужной квалификации, при этом использовав ту систему, которая уже есть в стране», – подчеркнул Вадим Кумейко.
Такая система даёт возможность впитывать компетенции от разных специальностей. При этом начать профилирование можно уже на первой ступени подготовки высоко квалифицированных специалистов – на уровне бакалавриата путем введения дополнительной специализации.
«Например, требуется специалист по биоинженерным системам, он может получить биологическое образование, потом дополнительное – в области биотехнических систем. А на этапе аспирантуры специалист уже выбирает – уйти в технику и технологии или в процесс», – пояснил Вадим Кумейко.
Реализовать эти пути пересечения между разными высшими учебными заведениями схожего профиля предлагается с помощью сетевых образовательных программ, когда учреждения по взаимной договоренности создают общую программу подготовки.
«Ни для кого не секрет, что в классических университетах не хватает одного, в технических институтах не хватает другого. А при такой системе, специалист, в итоге, сможет набрать весь арсенал наиболее полезных, наиболее применительных для себя навыков и знаний», – отметил представитель ДФУ.
Перспективный путь подготовки современных квалифицированных кадров лежит в объединении усилий. «Можно заключать соглашения о сетевом образовании, нужно не бояться отдавать студентов в бакалавриат или магистратуру другого вуза, и тем более не надо бояться вести совместную подготовку специалиста разными вузами в пределах одного уровня высшей квалификации. На примере ДФУ могу сказать, что после внедрения такой системы к нам едут студенты со всей страны, включая Москву и центральные регионы, а также из 53 стран мира. Ведь если мы можем сделать образование интересным для студентов, если есть вот такая программа с прицелом на конкретный бизнес, то сможем решить множество проблем. Если молодежь, приезжающая, к примеру, к нам на Дальний Восток, где есть отток кадров, останется работать на созданных рабочих местах, в том числе, в аквакультуре, это будет наш успех», – заключил Вадим Кумейко.
По итогам доклада Илья Шестаков поручил более детально ознакомиться с опытом ДФУ и проработать возможности внедрения методики в отраслевых подведомственных Росрыболовству вузах.
«Видно, что методика глубоко продумана и основана на тщательном анализе того, что происходит сейчас в отраслевом образовании. Этот опыт могли бы использовать вузы Росрыболовства для подготовки необходимых специалистов широкого профиля, в том числе и для целей аквакультуры, которых в настоящее время ощутимо не хватает», – отметил руководитель Росрыболовства.
В ходе обсуждения доклада участников интересовал вопрос взаимодействия с бизнесом, учёта запросов будущих работодателей при разработке методики. Специалист ДФУ подчеркнул, что как раз потребности предприятия являются отправной точкой.
«Мы предлагаем это именно ориентируясь на запросы бизнеса, заказы конкретных промышленников: «хочу современные технологии, мне нужен не просто функционер, а нужен генный инженер». Если внедрить софинансирование при подготовке кадров, то это позволит сделать образование современным. Например, таким образом оснастить лаборатории передовым оборудованием», – уточнил Вадим Кумейко.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства