Рыбопромышленники и таможенники обсудили «за круглым столом» проблемные вопросы совершения таможенных операций
В Камчатской таможне состоялась рабочая встреча с представителями рыбопромышленных предприятий Камчатки и организаций-перевозчиков.
Камчатская таможня – это, прежде всего, «морская» таможня, в ее регионе деятельности расположены 2 морских порта, к которым приписано более 150 морских судов. Около 20 компаний-судовладельцев (без учета владельцев маломерных судов и судов, осуществляющих прибрежное рыболовство) на постоянной основе работают в Камчатском крае и в г. Северо-Курильске. В среднем ежегодно в регион деятельности таможни прибывают 30-35 российских морских судов, отремонтированных на судоремонтных предприятиях Китая и Республики Корея. Поэтому для региона весьма актуальны вопросы, связанные с совершением таможенных операций в отношении морских судов, подвергшихся в иностранных портах операциям по ремонту.
Начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля таможни Алёна Гуреева довела до сведения присутствующих информацию о текущей практике совершения таких операций и об изменениях, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) и ТК ЕАЭС устанавливают, что по общему правилу для ремонта российского судна за границей судовладелец должен поместить его под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Данная процедура наиболее полным образом регулирует отношения, связанные с плановым ремонтом российских судов в иностранных портах. Одной из немногих сложностей, с которыми судовладельцы сталкиваются при применении данной процедуры, является необходимость помещения таких судов на временное хранение в течение 12 часов с момента прибытия (так как при прибытии они имеют статус иностранных товаров). Однако и эта сложность, как правило, разрешается путем подачи предварительной таможенной декларации.
Потребность в ремонте морского судна нередко возникает в период его использования за пределами таможенной территории ЕАЭС. В таких случаях ТК ТС допускает проведение операций по ремонту временно вывезенных судов в иностранных портах без помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Если проведенные операции по ремонту не входят в перечень операций, проведение которых допускается без уплаты таможенных платежей, то при обратном ввозе такого судна судовладелец обязан уплатить таможенные платежи в отношении судна в связи с проведенным ремонтом.
ТК ЕАЭС предусмотрены изменения порядка декларирования и уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств, обратно ввозимых на территорию ЕАЭС после ремонта в иностранных портах, в том числе морских судов, которые помещены под таможенную процедуру временного ввоза, а также судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Также должностные лица таможни напомнили участникам совещания о том, что в соответствии с действующей редакцией пп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС без уплаты таможенных платежей могут проводиться только те работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту временно вывезенных морских судов, потребность в которых возникла в ходе международной перевозки, т.е. после убытия судна с таможенной территории ЕАЭС. Операции по плановому ремонту для предъявления судна Российскому морскому регистру судоходства к допустимым не относятся. В связи с проведением таких операций подлежат уплате таможенные платежи. Данный факт подтверждается и судебной практикой всех судебных инстанций.
Другой, не менее важный вопрос, обсуждавшийся на рабочей встрече, связан с использованием Портала Морской порт. Портал применяется в морских пунктах пропуска, функционирующих в регионе деятельности Камчатской таможни, с февраля 2017 года. С июля этот программный продукт полностью внедрен в Камчатской таможне. Все журналы, ведение которых предусмотрено правовыми актами ФТС России при прибытии (убытии) морских судов, формируются исключительно с использованием Портала. За указанный период таможней во взаимодействии с перевозчиками и иными заинтересованными лицами проведен целый комплекс мероприятий, позволивший перейти на полноценное использование Портала и таможенными постами Камчатской таможни, и большинством перевозчиков в регионе. За июль 2017 г. в отношении 96 % морских судов, прибывших (убывших) в регионе деятельности таможни, судовладельцами (или агентами) были представлены пакеты корректно сформированных электронных документов перевозчика.
В 2018 году со вступлением в силу ТК ЕАЭС предварительное информирование о ввозе товаров морским транспортом станет обязательным во всех морских пунктах пропуска. Вместе с тем, после вступления в силу ТК ЕАЭС перевозчики получат право при прибытии морских судов на таможенную территорию ЕАЭС предоставлять документы исключительно в электронном виде с использованием Портала без представления таких документов на бумажных носителях.
Вместо бумажных документов при прибытии можно будет представить таможенному органу сведения о регистрационном номере предварительной информации. Предварительную информацию можно будет также использовать для помещения товаров на временное хранение, и даже в качестве транзитной декларации.
Данные обстоятельства говорят о том, что судовладельцам необходимо начать полноценное применение Портала Морской порт уже на настоящем этапе, до введения обязательного предварительного информирования о ввозе товаров морским транспортом, чтобы максимально просто и быстро перейти к безбумажным технологиям совершения таможенных операций при прибытии (убытии) морских судов.
По итогам детального обсуждения рассмотренных вопросов участники совещания пришли к общему мнению о необходимости проведения в 2017 году еще нескольких мероприятий в подобном формате, в том числе в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС.
Об этом корреспонденту «ПК» сообщили в Камчатской таможне.
Источник: Полуостров Камчатка