Хабаровский ТИНРО-Центр опубликовал на своем сайте текущий анализ лососевой путины этого года. Из него следует, что летней кеты на Амуре поймали мало по нескольким причинам. В неудаче следует «винить» и рыбаков, и рыбу.
По данным ученых, основу нерестового стада в текущем году составляло поколение 2013 года, а он был аномально многоводным, оценить эффективность нереста в условиях наводнения практически невозможно. Согласно расчетам, в 2017 году к устью Амура ожидался подход летней кеты численностью в 8,1 млн. экз., из которых 2 млн. рекомендовалось пропустить в нерестовые реки; 6,1 млн. экз. (более 12 тыс. т) выловить. Выловлено же в два раза меньше – около 3 млн. экз. (6 тыс. т).
Почему же так мало? Ученые считают, что большое количество рыбодобывающих организаций, образованных к 2017 году, не дало возможности оперативно распределить относительно малый объем кеты по предприятиям. Кроме того, долго спорили, отменять «Олимпийскую систему» или нет. В итоге рыбалка началась 1 июля, в то время как первый ход кеты начался неделей раньше, и промысловики отловили только окончание первого хода. И рыба прошла даже на самые дальние нерестилища – до 350 км от устья.
Еще одна проблема, по мнению ученых ТИНРО-Центра, «в этом году задействовано беспрецедентное количество орудий лова». Из анализа лососевой путины следует, что «в Амурском лимане выставлено около 1000 ставных сетей. На 40-километровом участке русла от Николаевска-на-Амуре до линии м. Пронге – м. Табах рыбопромышленники повысили интенсивность промысла в 5-6 раз. Там было выставлено 12 стационарных орудий лова, около 450 ставных сетей и около 300 плавных сетей. Выше Николаевска орудий лова стало больше в два раза. В итоге улов за сплав составлял в среднем 200 кг, в то время как в прошлом году 800-1000 кг».
Ученые считают, что возникла острая необходимость в подготовке законодательных актов, регламентирующих регулирование промысла путем ограничения выставляемых орудий лова.
Что интересно, во многом с ними согласны и рыбаки.
Ловить нельзя вылавливать
– Еще несколько лет такой эксплуатации водных биоресурсов, и в Амуре нечего будет ловить, – заявил председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов Хабаровского края (АРУК) Максим Бергеля на выездном совете по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края в Комсомольске-на-Амуре.
Тем более что помимо рыбаков с квотами на реку выходят еще и браконьеры без совести.
Второй год промысловики на Амуре для борьбы с ними обеспечивают работу общественных постов. Они финансируют материально-техническую базу, дают в помощь рыбинспекторам своих людей и выставляют посты на ключевых точках нерестовых рек. По словам Максима Бергели, рыбоохранные мероприятия отнимают у предпринимателей миллионы рублей, но на затраты идти приходится. Ведь если нерестилища выбьют, рыбы не будет нигде.
– Я на днях проводил совещание по декриминализации предприятий, – ответил проводивший совет по предпринимательству губернатор Вячеслав Шпорт. – Да, на Амуре не хватает рыбинспекторов. К нам с Магадана привозят людей на подмогу, но эта мера не решает проблему. Надо увеличивать штат, ехать в федеральный центр и доказывать там, что Хабаровскому краю нужны кадры, чтобы сохранить нерестилища, чтобы браконьеры не выбивали рыбу. Браконьер ведь это не тот, кому есть нечего. Браконьеры – с «Ямахами» и «Джонсонами», с современными сетями. Они-то как раз и уничтожают большую часть рыбы. Это серьезный вопрос по воспроизводству лосося.
Я предлагаю всем рыбопромысловикам – давайте конкретные предложения. А летней кеты в этом году не было, наверное, потому, что ее четыре года назад в нерестилищах выбили.
Между тем, как говорит глава комитета рыбного хозяйства Хабаровского края Кирилл Фирсов, есть инициатива от Федерального агентства Росрыболовства вообще запретить рыбалку плавными сетями. Но Хабаровский край против такой меры.
– Если мы сейчас это поддержим, нашу промышленность можем загубить, – говорит глава комитета рыбного хозяйства. – Есть поручение Росрыболовства – проработать альтернативные орудия лова, и сейчас наука думает: как быть. В ноябре пройдет Научно-промысловый совет, где будет рассматриваться данный вопрос. Сейчас же речь идет о том, чтобы запретить сети в любительской и спортивной рыбалке. И это, наверное, стоит сделать, потому что под видом любительского и спортивного лова нередко рыбачат в промышленных масштабах. В этом году на Амуре около 1000 лодок, и столько же сетей закидывается в реку, а это очень большая промысловая нагрузка. Кроме того, рыбаки промышляют донными сетями, которыми вычерпывают все со дна. Не меньший вред наносят и китайские сети с мелкой ячеей, в ней рыба запутывается, и вариантов на спасение у нее нет.
Всем сестрам – по серьгам
На самом деле рыбаков Амура, видимо, много больше экологической, волнует проблема квот. Когда рыбы на всех не хватает, на первое место выходит проблема – как ее поделить.
– В этом году нужное количество рыбы не удалось пропустить вверх по реке, чтобы могли отловиться Ульчский, Комсомольский и другие районы, – заявил на совете Максим Бергеля. – Еще несколько лет такой эксплуатации биоресурсов, и нам уже ничего не достанется.
К слову, почти у всех рыбодобывающих предприятий края заключены контракты на поставку лосося на запад России, но из-за отсутствия рыбы им теперь придется оплачивать потери. Не исключение и члены АРУКа. По словам председателя этой ассоциации, каждый из них будет выживать поодиночке.
– На подготовку к путине уходят очень большие деньги, – говорит Максим Бергеля. – Так одно из предприятий АРУКа вложило более 11 миллионов, а квот дали столько, что затраты окупятся лишь наполовину. Поэтому мы и на комиссии, и везде, где можем, говорим: если ситуация не изменится к концу года, нас ждет 26 банкротств.
По его словам, это в том числе и потому, что в текущем году 70 % квот осенней кеты отдано предприятиям Николаевского района. 30 % – Ульчскому району. Остальным – 0 %.
Впрочем, председатель краевого комитета рыбного хозяйства Кирилл Фирсов с этим не согласен. Как он рассказал корреспонденту «ТОЗа», в этом году квоты впервые за все время были поделены между Ульчским и Николаевским районами поровну: 40/40. И еще 20 % распределены между Комсомольским, Амурским, Нанайским и Хабаровским районами. Всего к вылову в Амуре и Амурском лимане, согласно протоколу, разрешено 20891,3 тонны осенней кеты.
– На сайте Амурского территориального управления Росрыболовства опубликован протокол по анадромным от 11 августа этого года, – говорит Кирилл Фирсов. – Все распределено с точки зрения рекомендации отраслевой науки. И был еще резерв в 4216,84 тонны, который изначально поделен между двумя районами 70 на 30. 18 августа комиссией было принято решение перераспределить резерв на все районы: 60 % – Николаевскому, 30 % – Ульчскому и 10% – остальным четырем районам. Для них этого объема достаточно. В Нанайском, Амурском ежегодно ловят чуть больше 2000 тонн. А больше нельзя – рыба еще должна уйти на нерест.
Глава комитета также добавил, что у комиссии, которая распределяет квоты, подход ко всем одинаковый. Все обращения рассматриваются оперативно, но главными являются рекомендации науки.
В свою очередь, и губернатор края на совете по предпринимательству заметил, что квоты распределяются по формуле, куда входят разные параметры. И для всех промысловиков на Амуре эта формула одинакова.
Источник: Газета “Тихоокеанская звезда”